Софтбол: что это, история, правила

Софтбол: что это, история, правила

Софтбол: что это, история, правила

Photo by: avatars.mds.yandex.net

Рассказываем, что такое софтбол, чем он отличается от бейсбола, какая экипировка нужна для игры и как этот вид спорта развивается в Украине.

Рассказываем, что такое софтбол, чем он отличается от бейсбола, какая экипировка нужна для игры и как этот вид спорта развивается в Украине.

Софтбол: что это

Софтбол – командный вид спорта с мячом. Он является разновидностью бейсбола. В софтбол могут играть как мужчины, так и женщины. Как правило, этот вид спорта популярен среди непрофессионалов. Это связано с тем, что в отличие от бейсбола, софтбол приспособлен для менее физически подготовленных людей и не так травматичен.

Photo by: Baseball and Softball Federation of Ukraine

Правила софтбола и отличия от бейсбола

Матч состоит из 7 равных частей под названием иннинги. Они, в свою очередь, поделены на таймы. Первый удар совершает команда гостей, затем в игру вступает команда-хозяйка. Игроку с битой в руках подают мяч. Подача может происходить несколько раз. Те, кто находится в защите, должны точно попасть по мячу и как можно быстрее вернуться на домашнее поле. Во время игры спортсмены не должны менять свое местонахождение, только если им не велел этого тренер. В случае успеха команде засчитывают один балл. Победителем становится команда, которая набрала наибольшее количество баллов по результатам 7 иннингов.

Существует несколько видов игры: «Фаст-питч» (быстрая подача), «Слоу-питч» (медленная подача) и «Модифай-питч» (средняя подача).

Мяч для софтбола мягче, чем для бейсбола. Также он обладает более низкой скоростью в полете. Бита толще, чем в бейсболе, но при этом она не такая длинная. Также в бейсболе разыгрывают не 7, а 9 иннингов. Площадь для игры в софтбол обладает меньшими размерами, чем для бейсбола.

Photo by: abeecms-prod.beeapi.net

Экипировка для софтбола

Для игры в софтбол необходимо иметь перчатку, биту, шлем, бутсы и защитную амуницию.

Перчатка для софтбола изготовляется из натуральной кожи. Правши носят ее на левой руке, а левши – на правой. Кетчер играет в специальной перчатке.

Биту для софтбола производят из алюминия. Каждому игроку необходимо индивидуально подобрать биту, исходя из роста.

Бутсы должны иметь пластиковую или резиновую подошву. Металлические бутсы носить запрещено, так как из-за них при падении можно серьезно травмироваться. 

В комплект защитной амуниции входят специальные перчатки для игрока с битой и защита для подбородка и груди.

История развития софтбола

Софтбол зародился в 1887 году. Сначала он назывался «машбол» либо «киттенбол».

Официальным видом спорта софтбол стал в 1920 году. При этом многие были против того, чтобы выделять его как отдельный вид спорта, так как он очень похож на бейсбол. В 1965 году появилась Международная федерация софтбола. На данный момент Международная федерация софтбола объединяет более ста национальных федераций разных стран.

Первый чемпионат мира среди женщин состоялся в 1965 году, а среди мужчин – в 1966 году. В программу Олимпийских игр софтбол входил с 1996 года по 2008 год. На Олимпиаде он был представлен игрой «Фаст-питч» среди женщин.

Софтбол в Украине

В Украине софтбол появился в 1989 году. С 1991 года начал проводиться чемпионат Украины по софтболу. Развитием софтбола занимается Федерация бейсбола и софтбола Украины, которая организовывает всеукраинские чемпионаты для разных возрастных категорий. Членами федерации является около 30 клубов. Наиболее активно в софтбол играют в Киеве, Ровно, Кропивницком и Львове.   

Сборная Украины по софтболу принимает участие в чемпионатах мира и Европы.

Софтбол – это облегченная разновидность бейсбола. В нем можно участвовать прекрасной половине, поскольку он характеризуется не настолько сильными нагрузками и сниженным травматизмом. Бейсбольное и софтбольное снаряжение достаточно схожее, так же, как и правила этих игр.

Немного истории

Годом рождения игры можно считать 1887 г, а родиной — США. Его создателем стал журналист Джордж Хэнкок. Он же разработал сам процесс, установил требования к игровому полю и снаряжению. Игра была сродни бейсболу, очень популярному среди американцев, но вести ее допускалось в закрытом помещении. Первоначально ее назвали «киттенбол» или «машбол». Первый турнир был организован в Чикаго, в клубе Фаррагот Боат. В 1895 г сформировалась первая женская команда.

Softbol 2

В софтбол игру переименовали в 1920 г, а в 1952 г была организована Международная федерация. Сегодня в ее составе более 130 стран мира. Турниры национальных сборных среди мужчин проходят с 1966 года, а среди женщин – с 1965-го. Международные соревнования проходят с 1996 г. Некоторое время это спортивное направление входило в программу Олимпийских игр.

Что касается нашей страны, то в ней узнали о софтболе в 1987 г, когда в Ташкенте, Красноярске и Белгороде прошло несколько турниров. Чемпионат СССР в данном направлении имел место только один, в 1991 г. Сегодня российские софтболисты систематически выступают в крупнейших состязаниях между клубами.

Софтбол и бейсбол — отличия

Первоначально софтбол предназначался для спортивного зала. Но с 1985 года в него стали играть и на свежем воздухе. Это спортивное направление не требовало особых навыков, поэтому в него с удовольствием включались начинающие.

Его основные отличия от бейсбола состоят в следующем:
  • По мячу ударяют намного слабее, и он проделывает путь намного меньше, чем в бейсболе.
  • Софтбольный мяч мягче и диаметр его меньше.
  • Бита менее длинная и более утолщенная.
  • В матче семь периодов (иннингов), а в бейсболе — девять.

Цели и схемы двух этих игр очень похожи. Это состязание двух команд по 9-10 игроков. Игровая территория имеет форму треугольника и состоит из двух частей: внутреннее, с грунтовым покрытием, и внешнее, покрытое травой. В углах поля установлены «домики», или «базы». С двух сторон площадки располагаются команды, а в центре — подающий (питчер). Первыми роль нападающих играют гости, а хозяева становятся защитниками. Потом команды меняются. Подающий бросает мяч (причем бросок делается не сверху, как в бейсболе, а снизу), а участник команды нападающих с битой (хиттер) должен его отбить три раза, затем пробежать все «базы» и возвратиться в свой «дом». Защитники при этом стремятся вывести трех нападающих из игры. Для этого им требуется перехватить мяч и доставить его на базу, куда мчится бегун.

Softbol 3

Правила игры
  • Игру начинает питчер. Его цель — подать мяч так, чтобы хиттер из нападающих не смог принять его подачу.
  • Нападающий отбивает мяч при условии, что он угодил в зону страйк, находящуюся в районе от груди до колена питчера. Факт попадания мяча фиксирует главный судья.
  • Хиттеру необходимо определить хороший бросок и ударить по мячу так, чтобы он пролетел как можно больше, но не ушел за территорию площадки. При удачном ударе он оставляет биту и бежит по базам к своему дому. Каждый нападающий, который смог обежать все домики и возвратиться в свой, зарабатывает очко для своей команды. Если удар хиттера направляет мяч за игровую территорию, он имеет возможность без преград обежать все базы.
  • Позади хиттера находится кетчер — игрок, принимающий мячи, не отбитые либо оказавшиеся не в страйк-зоне.
  • Если хиттер не смог отбить три подачи, угодившие в страйк-зону, он уходит в аут.
  • Поединок питчера и хиттера может завершиться одним из трех вариантов: 1) выбывает бьющий, если он трижды промахнулся мимо мяча; 2) хиттер переходит на первую базу, если питчер подал 4 мяча вне страйк-зоны; 3) хиттер делает правильный удар и становится бегуном.
  • После удара по мячу игроки перемещаются на площадке против часовой стрелки. Чтобы вывести хиттера в аут, участник команды соперников должен перехватить летящий мяч.
  • Чтобы вывести в аут бегущего, защитнику следует перехватить мяч и дотронуться им до игрока, либо направить мяч на ту базу, куда устремился бегун.
  • По итогам семи иннингов побеждает та команда, у которой больше всего очков. Если сыграно вничью, то назначаются дополнительные раунды.
Экипировка и инвентарь

Софтбол считается не таким травмоопасным, как бейсбол. Но тем не менее участникам игры рекомендуется применять средства защиты головы, конечностей и грудной клетки.

Традиционно снаряжение для игры в софтбол подразумевает:
  • Перчатку.
  • Биту.
  • Шлем.
  • Бутсы.

Inventar dlia softbola

Перчатка

Главный элемент экипировки софтболиста. Ее надевают игроки команды, занимающей нападающую позицию, правши — на правую руку, а левши, соответственно, на левую. Перчатки шьют из натуральной кожи, и на них имеется кармашек для мяча. Кожа — материал достаточно плотный, поэтому новую перчатку приходится разнашивать перед игрой. Для размягчения перчатку также можно положить на солнце или в горячую духовку на непродолжительное время, а можно намазать маслом.

Кетчер на игру надевает специальную перчатку. Она позволяет ловить быстрые, с силой брошенные мячи подающего.

Бита

Размеры этого аксессуара (длина и вес) подбираются индивидуально для каждого игрока с учетом его физических параметров. Но при этом, согласно постановлению Комиссии стандартов снаряжения Международной Федерации софтбола, ее вес обязан быть не больше 1,077 грамм, а длина — 86,4 см. По толщине бита должна быть не более 5,7 см.

В качестве материала изготовления бит применяются бамбук, металл, пластмасса, графит, стекловолокно, углеродистый магний, керамика.

Для того, чтобы выбрать удобную для игры биту, лучше воспользоваться парой рекомендаций:
  1. Подбирая длину, нужно встать в полный рост, выпрямиться и опустить биту. При подходящей длине ее окончание коснется земли.
  2. Для новеньких лучше подходят алюминиевые биты — они легкие, но плотные и достаточно аэродинамичные. Это помогает отбивать мяч.
Спортивная одежда и обувь

Для игры в софтбол приобретаются шипованные бутсы. Шипы на них допускаются из пластика или резины. Металлические шипы правилами запрещаются, поскольку могут нанести увечье другому игроку.

Что касается одежды, форма ее правилами не устанавливается. Обычно это спортивные шорты или бриджи, гетры, футболка и спортивная куртка. Главное правило, которое должно соблюдаться в софтболе, как и в любой командной игре — участники одной команды должны быть одеты одинаково.

Защитная экипировка

Zashchitnaia ekipirovka

Обязательным аксессуаром для всех игроков является шлем. Его основная задача – защищать голову от травм. Если участник команды выполняет функцию кетчера, ему дополнительно нужно обмундирование для защиты от случайных попаданий в подбородок (защитная маска), грудную клетку, и по ногам, ведь мячи, которые летят в него, делают это со скоростью до 100 км/ч.

Zashchitnaia ekipirovka 2

Мяч

Без него игра невозможна, поскольку он выступает снарядом. Размеры мяча регламентированы правилами: окружность 30,2 — 30,8 см, масса — 166,5 — 173,6 грамм. Он мягче и податливее бейсбольного, поэтому и называется soft. А вот по размеру он значительно крупнее, что облегчает попадание по нему битой.

Softbol miach

Чтобы сделать его заметнее на поле, мяч изготавливают из материала желтого цвета с красными полосками или нитками на швах.

Данный вид спорта подходит для всех — мужчин, женщин и детей. Наиболее распространен он среди женщин, поскольку исключает получение травмы при соблюдении нехитрых правил безопасности, а также среди подростков. В России софтбол не пользуется таким широким спросом, как в западных странах. Там он рассматривается как способ приобрести необходимые навыки для последующих занятий профессиональным бейсболом.

Игра помогает улучшить физическую форму — от занятий ею в течение нескольких лет выносливость человека повышается почти в два раза. А такие требования к игрокам на поле, как внимательность, стойкость и ловкость, являются основополагающими, необходимыми любому спортсмену.

Похожие темы:

В XIX веке американские любители спортивных командных игр заинтересовались софтболом – упрощённым бейсболом. Новая игра оказалась не такой травмоопасной, поэтому подошла женщинам и детям. В 2020 году софтбол впервые был включён в Олимпийские игры.

Что такое софтбол

Год рождения софтбола – 1887-й. Место рождения – американский Чикаго штата Иллинойс. Первоначально предполагалось, что это игра предназначена для помещений, чтобы спортсмены могли готовиться к игре в бейсбол. В наши дни для проведения матчей используют открытую площадку, биту и нетвёрдый мяч диаметром 9-13 см. В команде по софтболу состоит 9-10 игроков, встреча состоит из 7 иннингов, а те – из двух частей.

Задача защищающейся команды – завладеть отбитым мячом и раньше соперников доставить его до базы – таким образом бьющий спортсмен покидает игру. Либо надо коснуться мячом игрока, бегущего между базами. Также выходит в аут игрок, отбитый мяч которого был пойман защитником на лету.

Нападающие по очереди, пока не промахнутся три раза или пока питчер не попадёт в разрешённую зону («страйк», то есть удачный бросок), с силой отбивают битой наброшенный защитником мяч, чтобы успеть пробежать базы (с касаниями), или переместиться между базами и добежать до «дома». Бег выполняется вокруг поля, в обратную сторону ходу часовой стрелки. Такие пробежки оцениваются одним очком – поинтом. Перебежки разрешается начинать, когда защитник поймал мяч. На базе разрешено стоять только по одному игроку.

Первыми бьют «гости», после смены полями – «хозяева». Находясь на поле, игрокам нельзя менять назначенные позиции, пока не скажет тренер, иначе команда наказывается проигрышем.

Разновидности софтбола, в которые играют мячами разных размеров:

  • «Фаст-питч» называют «Быстрой подачей»;
  • «Слоу-питч» – «Медленной подачей»;
  • «Модифай-питч» – «Средней подачей»;
  • «Чикаго-бол».

В «Чикаго-боле» в командах участвуют по 5 игроков.

Софтбол и бейсбол: основные отличия

Несмотря на кажущееся сходство, между играми много различий.

  1. Главным отличием считается подача мяча: бейсбольные игроки набрасывают по верхней дуге на 18 м, а софтболисты делают подачу снизу на 13-15 м, на что влияет разновидность игры.
  2. Бейсбольные удары сильнее и мяч улетает дальше.
  3. Мячи также различаются: в софтболе мяч не такой твёрдый, окружность 28-30 см, белого, жёлтого или неоново-зелёного цвета. Бейсбольный мяч твёрже, а окружность составляет 22,8 см.
  4. Длина биты для игры в софтбол равна 86 см, у основания расширена, материал – на выбор. Бита для бейсбола в длину составляет 106-107 см и сделана из дерева.
  5. Различаются игры также полями. Между базами в софтболе 18 м, а в бейсболе – 27 м. Поэтому первое поле уменьшенных размеров. Площадка для подающего в софтбол выполнена в виде плоского круга. Подающий в бейсболе стоит на поднятой на 25 см наклонной насыпи.
  6. В софтболе игра состоит из 7 частей (иннингов), а в бейсболе – из 9.

Если рассматривать игры более подробно, различий найдётся больше – в судействе, в правилах, даже в одежде игроков и в покрытии поля.

Правила соревнований

Национальные Правила составлены на основании Официальных правил, за которые отвечает Всемирная конфедерация бейсбола и софтбола. Этот свод состоит из правил, санкций в случаях их нарушений и приложений.

Основные термины и их определения

Дисциплина изобилует терминами. Приведём основные из них.

«Ампайры» – судьи на базах и рядом с «домом».

«Апелляция» относительно «живого» или «мёртвого» мяча подаётся тренером, игроком команды, которая не нарушала правила, или менеджером в ситуации, когда судьёй самостоятельно этот вопрос не решается.

«Аутфилдером» называют дальнего полевого игрока.

«Базы» – три точки, которых касается бегун, обегая поле для выигрыша очка.

«Бант-удар» – мяч отбивается отскоком от подставленной биты, игрок замах не делает.

«Вынужденным аутом» считается осаливание базы без задевания бегуна.

В «вынужденной игре» бегуну требуется убегать с занимаемой базы, чтобы освободить её для другого игрока.

«Граунд болом» называется катящийся или прыгающий после отбивания мяч.

При «дабл-плэе», «двойном ауте» в аут выводят одновременно двух игроков, если не сделано ошибок.

«Дикую» (неточную) подачу делают выше или ниже, или дальше кетчера.

«Иннингу» соответствует часть игрового времени, во время которого команды меняются местами, сделав три аута.

«Инфилдером» называют игрока внутреннего игрового поля, который ловит инфилд-флаи – высоко летящие мячи.

«Командой защиты» называют команду поля.

Команду «хозяев», которая начинает с защиты, определяет жребий или взаимное согласие.

Команду «гостей» оставляют для нападения.

«Кэтчером» называют игрока защищающейся команды у пластины «дома», который возвращает питчеру мячи.

«Командой нападения» считается команда, отбивающая мяч.

При «мёртвом» мяче, который вышел из игры, игру останавливают.

«Обратная замена» – возврат игрока на площадку.

«Питчером» называют игрока, подающего мячи.

«Плэй бол» – объявление судьёй о начала игры.

При «рандауне» («загоне») защитники пытаются осалить игрока, бегущего к базе.

Сигнал «Сейф!» означает занятие бегуном базы.

«Страйком» называют легальную подачу, которую выполнил питчер и засчитал судья, даже если бьющий промахнулся. Если бьющий игрок три раза промахнулся, то выходит в аут.

Команда судьи «Тайм!» означает, что мяч «мёртвый», и игра останавливается.

«Филдеры» – игроки защищающейся команды, располагающиеся в поле.

«Флай аутом» считается мяч, который защитники поймали с воздуха.

«Хиттер» – бьющий игрок команды нападения.

Понимание значения вышеприведённых терминов – основа игры в софтбол.

Требования к уставной игре

Для уставной игры отводится 7 законченных партий (иннингов) с исключениями:

  • Игра заканчивается раньше, если «хозяева» набрали большую сумму баллов в шестой встрече, или когда в 7-м иннинге набрано 3 аута.
  • При равном счёте игру продолжают до победы одной из команд.

Уставная игра происходит в нескольких случаях.

  1. При пяти и больше полностью сыгранных встречах, при большей сумме очков за 5 партий у команды, бьющей во вторую очередь, а также при нокауте («правило опережения»). Правило опережения означает опережение другой команды: после сыгранных трех иннингов разница в 15 очков, после 4-х – 10, опережение на 7, когда сыграна 5-я встреча.
  2. Объявляется судьёй, если возникают причины, угрожающие игрокам и зрителям.
  3. При равном счёте, когда закончился 5-й или 6-й иннинг, или если «хозяева» сравняли счёт с «гостями» до окончания партии.

Неуставная или уставная игра с равным счётом переигрывается. При нападении игроков или болельщиков на судью с применением физической силы виновную команду на основании решения главного судьи считают проигравшей.

Требования к игровому полю

Поле для игры в софтбол – это чистая и свободная площадка, по бокам которой под прямым углом проходят фал-линии. Дальняя и боковые части поля расширяются за счёт полосы шириной 7-9 м. Радиус женского игрового сектора равен 67 м 6 см, мужского – 76 м 20 см.

Внутренняя часть поля – грунтовое покрытие, на котором расположены позиции игроков.

  1. В углу, где сходятся фал-линии, в круге – место кэтчер-зоны и для бьющего игрока. Справа и слева в кругах радиусом 70,6 см ждут очереди очередные бьющие, а дальше вдоль фал-линии (в дагауте) расположены остальные игроки нападения. Для отбивания мяча игрок заходит на площадку размером 91х213 см. Пластина «дома» представляет собой пятиугольный резиновый участок. Боковые стороны каждого угла – по 31,8 см, сторона, обращённая к питчеру, равна 45 см.
  2. В поле напротив дома на расстоянии 14 м расположено место питчера. Оно также представляет собой резиновую (или из другого похожего материала) пластину 61х15,2 см, лежащую на одном уровне с покрытием поля. Пластина располагается в круге, радиус которого составляет 2,44 см. На фал-линиях на расстоянии 18 м 29 см и напротив дома на расстоянии 25,9 м стоят три закреплённых базы, похожие на коробки.

Периметр поля перед ограждением обычно ограничен предупреждающей полосой шириной 3-4,5 м, но она не является обязательной.

Оборудование для игры

Основной инвентарь для игры – биты. Они выпускаются цельными и сборными. В качестве материала используются дерево (цельный кусок или склеенные части), металл или бамбук, пластик или графит, карбон или стекловолокно, керамика или другие композитные материалы. Поверхность биты гладкая и округлая диаметром не больше 57 мм в широком месте, а вес – не больше 1 кг 77 г. Длина биты – до 864 мм. Если бита металлическая, то к ней нельзя подбирать деревянную рукоятку и другие скользкие поверхности.

Размеры официально утверждённого мяча в соответствии с правилами таковы: по окружности – не больше 30 см 8 мм и не меньше 30 см 2 мм, вес – 166-174 г. Цвет мяча – яркий с контрастными нитками, чтобы выделялся на поле.

Экипировка игроков

Кожаную перчатку для левой руки надевает кэтчер – игрок команды нападения. Такая перчатка нужна, чтобы ловить мяч, наброшенный питчером, и снабжена кармашком, в который помещается мяч.

Ловушкой на руке разрешается пользоваться любому игроку. Длина шнуровки на ловушке допускается не длиннее 127 мм. Кроме того, игрокам нельзя надевать ловушки с изображением на внешней стороне изделия кругов цвета мяча, а питчеру нельзя надевать ловушку одного цвета с мячом.

Играют в основном в бутсах с мягкими или жёсткими резиновыми шипами. Также подходит другая закрытая обувь с тканевым или кожаным верхом и резиновой или пластиковой подошвой. Запрещены твёрдые и съёмные шипы, вкручиваемые снаружи.

Требований к одежде нет, но чаще играют в бриджах, шортах, гетрах, в футболке или в спортивной куртке. Единственное условие – у команды должна быть единая форма.

Для безопасности игрокам требуется защищать:

  • голову – шлемом;
  • грудь – нагрудником;
  • лицо – пластиковой маской, без которой не допускают к ловле подачи;
  • для защиты горла к низу маски прикрепляют проволочное устройство;
  • для защиты коленей надевают специальные щитки.

Игрок, вышедший на старт без защитных средств, не допускается к игре. Того, кто отказывается выполнить приказ надеть защиту, наказывают удалением.

Апелляции

Апелляцию подаёт тренер, менеджер или капитан команды до принятия решения судьёй. Поводы для апелляции:

  1. нелегальные замены (без предупреждения);
  2. наличие на поле незаявленного игрока;
  3. нелегальная обратная замена.

Подавать такую апелляцию требуется во время матча, но не после ухода игрока.

Если команда выходит на поле с меньшим, чем требуется количеством игроков, то победу присуждают соперникам. При обнаружении во время игры нелегального игрока его обязаны удалить вместе с тренером, и заменить легальным. При этом болы и страйки нелегального игрока переходят к легальной замене. Когда замены нет, победу отдают другой команде, не допустившей нарушений.

Если нелегального игрока обнаружили в составе защищающейся команды, нападающая команда принимает результат встречи, или бэтер и раннеры возвращаются на предыдущие места. С возвратом нежелательного игрока победу отдают другой команде.

Количественный и возрастной состав команды

На российских Чемпионатах и Кубках команды состоят из 12-20 игроков с 5 тренерами и другими помощниками. На первенствах – по 11-18 игроков и, такое же количество тренеров с помощниками.

Ограничений по верхнему возрастному порогу нет, но минимальный возраст спортсменов во взрослых соревнованиях – 16 лет. Нарушение минимального состава команды наказывается отстранением от участия в состязаниях.

Состав судейской коллегии и их обязанности

Судей для игры назначает Федерация не из состава игроков. Главная судейская коллегия состоит из Главного судьи и заместителя, из Главного секретаря и заместителя и из Комиссаров игр (технических делегатов).

Главному судье поручается проводить соревнования, составлять расписания, назначать судей, утверждать и подписывать документацию и протоколы. Кроме того, он обязан проверять инвентарь и состояние поля, подавать рапорты и созывать совещания судейской бригады.

Главный секретарь работает с протоколами, отчётами и другой документацией, а также подаёт сведения о соревнованиях средствам массовой информации. Заместители помогают главному судье и главному секретарю выполнять их обязанности. Комиссаром игры контролируется работа судейской бригады и выполнение правил игроками и судьями. Судье «дома» разрешается самостоятельно решать, как поступить, если возникшая ситуация не предусмотрена правилами. Помощь этому судье оказывается базовым судьёй.

Конференция команды защиты

Команде защиты разрешается пользоваться тремя конференциями до конца игры в 7 иннингов. Эти ситуации являются накопительными, но, будучи не использованными до конца игры, конференции «сгорают». В дополнительных партиях также даётся одна (уже не накопительная) конференция.

За нарушение порядка проведения конференций предусмотрено наказание:

  • питчер объявляется нелегальным, если количество конференций больше трёх или, в дополнительное время, больше двух. Вслед за этим подачи выполняет другой игрок, а нарушитель уходит на позицию.

Конференцию не считают конференцией защиты:

  • если до судьи доведено решение заменить питчера;
  • при пересечении фал-линии после сообщения о замене;
  • во время разговора между игроками защиты в то время, когда действует конференция нападения;
  • при передаче инструкций из дагаут-зоны;
  • когда филдер совещается с играющим тренером, что наказывается удалением при повторном нарушении;
  • если игра остановлена судьёй.

С переходом команды в дагаут действие конференции заканчивается, а игроки получают новые инструкции.

Требования к легальной подаче

Для того чтобы подачу мяча засчитали легальной, питчеру нельзя задерживаться, если движение уже начато; делая руками «мельницу», разрешается ограничиться одним оборотом (не считая замаха). Подают мяч снизу-вперёд, вытягивая руку и не отводя кисть в сторону. По желанию можно одновременно переставлять вперёд опорную ногу, не выходя за линию пластины. Разрешается выпрыгивание с пластины, но подача возможна только после приземления на обе ноги. Нельзя умышленно выполнять с мячом другие действия, мешая отбиванию бэтером. После того как питчер получил мяч или разрешение начать игру, подача должна быть выполнена в течение 20 сек. Перед подачей мяч в течение 2-5 сек. держат обеими руками перед собой.

Легальной подача считается, если игроки защиты не покрывают мяч посторонними веществами. Также нельзя подавать мяч влажными пальцами. Предварительно требуется высушить руки канифолью (порошок лежит позади пластины) или специальными салфетками. Кроме того, питчеру запрещено накручивание тесьмы на пальцы, использование напульсника или браслета. При наличии травмы разрешена повязка, но она не должна быть прикрыта рукавом.

Разминочные подачи

До старта или после замены питчера на разминку дают 1 мин. и ограничивают её 5 бросками, а перед второй половиной партии предоставляется также 1 мин., но 3 броска. По истечении этого времени, а также в том случае, если некому ловить мячи, даётся 1 пробная подача. Если питчер новый, мяч разрешается бросить 5 раз, но не дольше, чем в течение 1 мин. Время разминки не ограничивается, если игра задерживается судьёй.

За выполнение «лишних» бросков бэтер выигрывает болы. Питчер, вернувшийся в игру после вывода, разминку не делает, кроме случаев, когда сняты ограничения и подающий не попадал в нелегальные питчеры.

Нет подачи

Эту команду судья подаёт при продолжающихся подачах, когда игра остановлена, а также если подача «быстрая», то есть бэтер не успел встать на место или приготовиться. Подача не засчитывается, если бегун начал бег раньше выпуска мяча питчером, или подача выполнена до возвращения бегуна при «мёртвом» мяче. Если питчер среагирует на команду или действия постороннего человека, судья произнесёт: «Нет подачи». В таком случае команду-нарушителя наказывают, а достижения аннулируют.

Выпавший мяч

Если питчер, выполняя подачу, роняет или теряет мяч, то бэтер награждается болом. При этом судья оставляет мяч в игре, а ранерам разрешено продвижение.

Возвращение питчера

Питчеру разрешается возвращаться на подачу неограниченное число раз до того момента, пока он не будет исключён из лайнапа или не попадёт в нелегальные питчеры.

Питчер объявляется нелегальным, если командой защиты превышена норма разрешённых конференций. Такому игроку больше не разрешается подавать мяч, но дозволяется занять другую позицию. При нарушении этого правила питчер исключается из игры. Если такой игрок успел сделать подачи или подачу, то нападающая команда на выбор:

  • принимает результат действий;
  • аннулирует и возвращает бэтера на отбивание, сохраняя набранные очки и страйки.

Раннеры в этом случае идут обратно на базы, занятые ранее.

Конференция команды нападения

Конференцию не засчитывают:

  1. Если питчер надел разминочную куртку, не покидая базу.
  2. Когда действует конференция защиты, а нападающие совещаются.
  3. Если нападающие готовы, но игру приостановил судья.
  4. По готовности защитников.

В одном иннинге разрешается делать одну конференцию. Если это правило нарушено, виновный менеджер или тренер наказываются удалением.

Следующий бьющий (бэтер)

«Следующим бьющим» считается участник, который перед стартом стоит в круге для ожидания вызова в бэтер-зону. После начала игры таковым является следующий игрок по списку.

Следующему бьющему игроку разрешается: ожидать в круге на выбор, но не перед бэтером, и разминаться двумя официальными разминочными софтбольными битами с разрешёнными креплениями. При нарушении предупреждения игрока удаляют.

Очередной бьющий игрок покидает круг:

  • с переходом на площадку бэтера, на это отведено 10 сек.;
  • если загораживает путь участнику, бегущему к дому;
  • чтобы не создавать помех при ловле мяча.

Игрока, ожидающего очередь, наказывают удалением, если тот отказывается надеть шлем после приказа, а также если в ходе разминки он пользуется нелегальным инвентарём. При создании помехи защитнику судья останавливает игру, объявляя «мёртвый мяч»; ранера, ближайшего к «дому», выводят в аут, а других бегунов возвращают на базы, если это не вынужденный уход.

Отбивание

Списки с очерёдностью отбиваний заранее подаются судье или помощнику судьи, который отвечает за «дом» и передачу. Те, в свою очередь, должны передать их для ознакомления соперничающей команде. Нарушать эту очерёдность нельзя до конца игры или до замены. При начале нового иннинга первый бьющий – это следующий по списку игрок после того, кто до этого закончил отбивания. За нарушение очередности подаётся апелляция, которой лишаются защитники, ушедшие с поля в зону дагаута.

Отбивающему игроку запрещено: играть без шлема; делать незаметными линии площадки отбивания; убирать ноги из зоны до того, как прилетит мяч, или до сигнала судьи. Бэтеру засчитывают бол, а мяч остаётся «живым»: если замах на отбивание не сделан при непопадании мяча в зону страйка; при касании мячом поверхности площадки или пластины «дома»; при задержке мяча кетчером или питчером дольше 20 сек.

Бетеру не следует отбивать нелегальную подачу, потому что мяч при этом «мёртвый». Если удар выполнен, результат не принимается. Нарушителю нельзя бить, пока не закончится текущий иннинг. Если такой игрок получает три аута, он не бьёт и в следующей партии. Участник, пропустивший игрока без очереди, наказывается аутом, а перебежки, другие ауты и очки считаются действительными.

Бьющий-бегун (Бэтер-ранер)

Бэтеру разрешается бежать на 1-ю базу в следующих случаях:

  • после легального отбивания подачи на игровое поле;
  • после промаха кетчера на третьем страйке;
  • если база свободна.

Иногда защитники после предупреждения судьи допускают умышленный пропуск бэтеров. В этом случае бегуну нельзя ставить аут после касания базы. Если имели место два умышленно пропущенных отбивания, то бег до базы разрешается по очереди, другим ранерам в это время перебежки запрещены. При помехах бегунам со стороны кетчера или других защитников, если бегун достиг первой базы, даже не коснувшись мяча, а другие игроки сделали перебежки, судья не вмешивается.

Бьющему-бегуну нельзя мешать, защитникам запрещено принимать и передавать друг другу, подбирать мяч. Для этого разрешается свернуть из коридора. Также нельзя умышленно заслонять кетчера, бросать биту после отбивания и касаться мяча на фэйр-территории. В качестве наказания применяется вывод в аут ближайшего к «дому» бегуна. За другие нарушения во время бега вокруг поля бегун возвращается на повторное отбивание при наличии у него двух аутов.

Использование нелегальной ловушки

Если филдером (игроком в поле) применяется нелегальная ловушка против бэтер-ранера или ранера, возможно:

  • принять результат встречи;
  • бэтер-ранер может продолжить отбивание, сохраняя болы и страйки, остальным ранерам разрешается вернуться на предыдущие базы;
  • если ловушка использовалась против ранера, судья обнуляет счёт с возвращением бегунов на занимаемые до этого базы.

Решение отдается на откуп менеджеру команды нападения.

Снятие шлема

При «живом» мяче шлем снимать нельзя. Провинившийся игрок подлежит наказанию, кроме случая нечаянного смещения или падения защитного средства с головы спортсмена.

Если мяч во время полёта либо защитник касаются снятого шлема, бегун обязан уйти на ту базу, где стоял прежде. Так же наказывается игрок, если его нечаянно упавший шлем помешал игре защитников.

Федерации

Год основания Международной федерации софтбола (ISF) – 1952-й. Однако только в 1965 г., после избрания руководящих органов, было разрешено организовывать сначала женские, а спустя год и мужские чемпионаты.

Мировой софтол и бейсбол управляются Всемирной конфедерацией, сокращённо обозначаемой WBSC. Год её образования – 2013. Создание WBSC имело место путём слияния двух Международных федераций. В конфедерацию входят свыше двухсот национальных ассоциаций. WBSC управляется высшим органом конфедерации – Генеральным собранием, которое созывают с периодичностью через год. WBSC состоит из Исполнительных советов, постоянных технических департаментов, комиссий и девяти континентальных федераций.

1933 г. – год основания Американской ассоциации любителей софтбола – крупнейшего руководящего органа игры в США. Ассоциация спонсирует ежегодные секционные и мировые чемпионаты.

Российскую Федерацию софтбола зарегистрировали в 2002 г. Федерация входит в Олимпийский комитет России и в Международную федерацию софтбола. Задачи общественной спортивной организации таковы: развивать и популяризировать софтбол, организовывать национальные соревнования, формировать национальные сборные команды.

История софтбола

Софтбол, игра для закрытых помещений, родился в США в 1887 г. благодаря журналисту Джорджу Хэнкоку. Когда закончился футбольный матч между университетами, студенты в шутку начали бросаться боксёрской перчаткой и отбивать её палкой. Журналист, присутствовавший на игре, позже сформулировал правила, требования к полю и оборудованию. Через два года Хэнкок познакомил спортсменов с правилами.

Сначала новую игру называли «киттенболом», или «машболом», и только через 25 лет стали называть софтболом по предложению десантника Вальтера Хакансона. В 1895 году была сформирована первая женская команда, а Льюисом Робером-старшим в Миннеаполисе были организованы игры для пожарников. Здесь игру называли «Мяч-котенок». Играли с использованием мягкого мяча диаметром 30 см.

Год появления софтбола в России – 1987-й, когда Ташкент, Красноярск и Белгород организовали турниры по этой игре. Участвовать в Чемпионате СССР российским софтболистам пришлось один раз, это был 1991 год.

Литература по софтболу

Учебное пособие «Софтбол» авторов Кожеваткина и Ковалёва рассказывает о содержании игры и правилах. Это первые российские авторы, сделавшие классификацию технических приёмов софтбола с описаниями. Подробно описаны тренировки с новичками и опытными спортсменами, а также методы контроля здоровья.

В книге «От русской лапты к софтболу» Ковалёва и Ткаченко о русской лапте и софтболе, изданной в 2009 г., описаны технические приёмы и обучающие методики этих игр. Приведены техника, примеры общефизических, специальных, подводящих и игровых упражнений. Пособие полезно для тренеров и для студентов.

Книгу Александра Низова предлагают тренерам, спортсменам и любителям игры бейсбол. В «Школе бейсбола» автор, который 30 лет играл в эту игру, а в 2000 г. перешёл на тренерскую работу, приведено много наглядных фотографий, осуществлён детальный разбор технических элементов и действий для защиты и нападения.

В завершение отметим, что в основном в игру софтбол ради спортивного развлечения любят играть школьники западных стран. Молодые спортсмены используют софтбол как подготовку для профессионального бейсбола. Несложные правила и невысокая травмоопасность позволяют играть в софтбол женщинам и неподготовленным любителям.

Софтбол - что это такое, как играть и в чем разница между бейсболом и софтболом?

софтбол что это такое

Совсем недавно любителей подвижного вида спорта заинтересовала новая игра, софтбол. Другими словами, это упрощенная версия бейсбола, которая является менее травмоопасной. Начало свое она берет в XIX веке в Соединенных Штатах Америки.

Софтбол - что это?

Многих интересует вопрос, софтбол – что это за вид спорта? Некоторые считают, что он не заслужил звания отдельного вида и хотя не является известным, но в 1920 году он получил это звание. Это разновидность бейсбола, которая подходит для мужчин, женщин и детей. Но большей популярностью он пользуется у женщин, ведь возможность получить травму там практически исключена.

Учитывая, что такое софтбол, можно хорошо подтянуть свои физические данные. После освоения этого вида, легко переходить в бейсбол, ведь выносливость человека спустя год тренировок увеличивается практически вдвое. На поле главное быть внимательным, стойким и ловким – считается, что это основные правила для спортсменов.

Софтбол и бейсбол - разница

Софтбол изначально развивался как игра, предназначенная для зала. Удары, приходившиеся по мячу, были не слишком сильными и поэтому траектория его полета становилась в разы меньше. Такой спорт отлично подходит для непрофессионалов и начинающих, ведь не требует никаких навыков, но вот вопрос, чем отличается бейсбол от софтбола:

  1. Размером мяча. В этой игре более мягкий мяч, размером с грейпфрут.
  2. Бита по толщине немного увеличена, но укорочена по длине.
  3. Более маленькая площадь.
  4. Длительность ограничивается семи иннингами, а не девятью.
софтбол это что

Правила игры софтбол

Матч рассчитан на 7 равных иннингов, разбитых на одинаковое время, называемое таймами. Сначала мяч отбивают гости города, затем играет команда, владеющая полем. Игроку с битой мяч подается до тех пор, пока не будет три пролета мимо перчатки, пока спортсмен промахнется с зоной страйка, или до аута противника. Защитники коллектива пытаются точнее попасть по мячу и быстрее пробежать круг по полю, до возврата на домашнюю базу. Если все прошло по правилам, команда получает выигрышный балл – поинт.

Спортивная игра софтбол подходит к концу по завершении 7 иннингов. Подсчитывается количество поинтов и выявляется победитель. В случае если их количество осталось равным, то назначается дополнительный раунд, до момента, пока кто-то из не увеличит счет в свою сторону. Удивительно, но за существование игры, такие случаи были зарегистрированы не более десяти раз.

Софтбол - как играть?

Игра софтбол, что это такое - как ни странно, для понимания вопроса нужно знать некоторые тонкости. К примеру, строгое распределение позиций. Спортсмены ни под каким предлогом не должны покидать своих мест, без указания тренера, иначе это могут засчитать как проигрыш. Перед соревнованиями нужно тренировать себя на ловкость реакции и скорость бега – это основные требования. Если знать, как играть в софтбол, можно добиться неплохих результатов и значительно повысить уверенность в себе.

Софтбол - экипировка

Любителям этого игрового вида следует внимательно относиться к своему внешнему виду во время игры. Хоть и софтбол менее травмоопасен, нежели бейсбол, все же, следует придерживаться основных способов защиты головы, рук и ног. В некоторых случаях даже стоит прикрывать грудную клетку. Стандартная форма для софтбола включает в себя следующие элементы:

  • перчатки;
  • бита;
  • шлем;
  • бутсы.

Перчатка носится на левой руке и перед игрой ее советуют хорошенько размять и разносить, иначе мяч будет выскальзывать из нее. Бита подбирается индивидуально к каждому игроку, учитывая его рост, вес и длину рук. Шлемы надеваются любые, желательно с хорошим обзором игровой площадки. Для ног выбирается обувь на резиновой или пластиковой подошве.

игра софтбол

Софтбол - инвентарь

Для игры подбирается инвентарь согласно закону Объединенного спорта. К примеру, биты закупаются только с пометкой «для софтбола». Перчатки, купленные для игрока первой базы допускается носить только игрокам первой базы и в редких случаях кетчерам. Те самые кетчеры обязаны носить защитную маску для лица и шлем беттера, а вот шлем обязаны носить все игроки поля. Мяч для софтбола используется с размером в 30,5 см, и с красными нитями в швах.

Софтбол – что это такое? По сути, игра выступает облегченной разновидностью бейсбола. В ходе состязания на участников оказываются более щадящие физические нагрузки. К тому же софтбол, фото которого можно увидеть в представленном материале, отличается сниженным травматизмом.

софтбол что это такое

Краткий экскурс в историю

Софтбол зародился в конце 19-го века в Соединенных Штатах. Изначально игру называли "киттенбол", или "машбол". Современное наименование спортивное развлечение приобрело лишь в 1920 году. Именно в это время была официально основана Международная федерация софтбола.

Состязания между национальными сборными проводятся в данном виде спорта среди мужчин с 1966 года, а среди женщин – с 1965-го. Некоторое время софтбол был включен в программу Олимпийских игр. Так, международные соревнования в представленной дисциплине организовывались на всемирных форумах в период с 1996 года вплоть по 2008-й.

Насколько популярным на отечественных просторах был софтбол? Что это такое, широкая аудитория в нашей стране узнала в 1987 году, после организации целого ряда турниров в Ташкенте, Красноярске и Белгороде. Единственный чемпионат СССР состоялся в сезоне 1991 года. В настоящее время отечественные софтболисты регулярно принимают участие в крупнейших клубных соревнованиях.

Правила

Итак, софтбол – что это такое? Матч здесь состоит из 7 иннингов. Каждый из них разделяют на два тайма. В первом отбиванием мяча битой занимается гостевая, защищающаяся сторона. Во второй части иннинга – домашняя команда.

софтбол мяч

Питчер продолжает бросать игровой снаряд участнику с битой до трех промахов, пока отбивающий противник не окажется в ауте либо до непопадания мячом в зону страйка. Чтобы вывести в аут бегущего соперника после успешного отбития снаряда, подающей стороне нужно поймать мяч, после чего доставить его на базу, куда стремится игрок.

Участники защищающегося коллектива стараются попасть по мячу, после чего пытаются сделать пробежку вокруг игрового поля и вернуться обратно на домашнюю базу. В случае успеха команда получает поинт в свою пользу.

Когда завершается игра в софтбол? Правила игры предполагают подсчет набранных очков по результатам 7 сыгранных иннингов. Если количество баллов равное у обеих команд, назначаются дополнительные таймы.

Мяч

Что используется в качестве снаряда для игры в софтбол? Мяч здесь имеет более мягкую, податливую структуру по сравнению с бейсболом, что в полной мере соответствует понятию soft. В то же время он обладает крупными габаритами. Большие размеры значительно облегчают попадание по софтбольному мячу битой.

софтбол фото

Существуют свои отличия между вышеуказанными видами спорта и в способе подачи игрового снаряда. Так, в софтболе мяч принято бросать снизу, а в бейсболе – сверху.

Перчатка

Основным предметом экипировки софтболиста выступает бита и перчатка. Последняя надевается игроками подающей стороны. Изготавливается перчатка из натуральной кожи. Носится на правой руке у левшей и соответственно – на левой у правшей.

Новая перчатка обязательно нуждается в предварительном разнашивании перед использованием в ходе игры. Требуется это для размягчения кожи. В данных целях перчатку оставляют полежать на солнце, натирают маслом либо на некоторое время помещают в разогретую духовку.

Кетчер – игрок, который располагается в зоне страйка позади отбивающего противника, - носит особую перчатку, предназначенную для захвата быстрых, сильно направленных мячей при подаче.

Бита

В софтболе длина, габариты и вес биты подбираются каждым игроком индивидуально, в соответствии параметрам тела. Существует несколько рекомендаций, которые позволяют определиться с подходящим средством для отбития мяча:

  1. Чтобы подобрать правильную длину, достаточно выпрямиться в полный рост и опустить биту. Если окончание изделия слегка касается земли – выбрана подходящая модель. Когда игроку приходится тянуться битой к площадке на вытянутой руке либо приподнимать локоть, в таком случае игровой снаряд слишком длинный либо короткий.
  2. На рынке присутствует несколько разновидностей бит. Одни изготавливаются из комбинированных материалов, другие – из алюминия. Последние особенно хороши для начинающих игроков, поскольку обладают плотной структурой, хорошей аэродинамикой и легким весом, что облегчает отбитие мяча.
софтбол правила игры

Спортивная обувь

Для игры в софтбол используются бутсы с пластиковыми либо резиновыми шипами. Металлические элементы на подошве запрещены правилами. Использование такой обуви чревато нанесением травмы сопернику во время скольжения по направлению к игровым базам.

Защитная экипировка

Игра в софтбол довольно травмоопасна. Поэтому все без исключения участники обязаны носить защитные шлемы. Если игроку доверяется роль кетчера, в таком случае ему дополнительно требуется экипировка, предохраняющая от получения случайных ударов в подбородок и грудную клетку.

В заключение

Вот мы и разобрались, как играют в софтбол, что это такое. Напоследок стоит отметить, что популярностью спортивное развлечение пользуется преимущественно у школьников в западных странах. Как правило, софтбол рассматривается молодыми спортсменами в качестве хорошей подготовки к профессиональному занятию бейсболом.

Добавить комментарий