Зачем Су-47 крылья развернутые в обратную сторону, и почему проект в итоге был закрыт

Я хорошо помню, как приблизительно в конце 90-х годов, российские авиаторы объявили о создании новейшего истребителя с обратной стреловидностью крыла. Помнится, шуму информационного по этому поводу было много. Самолет представляли как нечто не имеющее аналогов, что было действительно так, и уникальную боевую единицу, которой нет равных. А если все это умножить на общее состояние науки в то время в нашей стране, и тот факт, что как многим казалось, ничего нового, а уж тем более революционно нового, Россия в то время построить была не в состоянии, появление нового самолета действительно представлялось как локальная победа.

Однако отгремели победные фанфары, и проект со временем благополучно закрыли. За все это время, самолет Су-47, был построен в количестве аж целых... одной единицы. Казалось бы, про него все забыли. Да и я собственно не вспоминал и не интересовался. Однако посетив в эти выходные МАКС-2019 в Жуковском, где единственный построенный и к слову сохранившийся до наших дней экземпляр этого уникального самолета был выставлен на показ широкой публике, я решил поговорить об этом.

Мне вдруг стало интересно, а задумываются ли люди, проходящие мимо него и глядя на эту даже внешне достаточно потрепанную машину, которую к выставке даже не удосужились немного обновить свежей краской, и не известно, способную ли еще летать, на сколько необычный перед ними самолет, и почему у него такие абсолютно непривычные на вид крылья, которые развернуты в обратную сторону.

В 90-е годы, можно было услышать, что Российский ВПК находится в таком состоянии, что не способен ничего создать с нуля, а те немногие разработки, что удавалось реализовать в тех непростых условиях, основаны на советских наработках, или вовсе являются продолжением того, что начало конструироваться до 1991 года. В большинстве своем это действительно было так. Не являлся исключением и Су-47 "Беркут", который был представлен в 1997 году. Начали разрабатывать самолет еще в 80-е годы в Советском Союзе, на основе истребителя Су-27. Действительно, если развернуть Су-47 крылья обратно, придав им классическую стреловидность и поставить машину рядом с Су-27, то как говорится, найди 10 отличий. Но это лишь внешне. По содержанию, это были два абсолютно разных самолета.

Зачем Су-47 крылья развернутые в обратную сторону, и почему проект в итоге был закрыт

Благодаря обратной стреловидности крыла, Су-47, как предполагалось, не будет равных в воздухе. Посудите сами, по сравнению с более привычными нам самолетами, машина с новым крылом имела значительно более лучшую аэродинамику, подъемную силу, улучшенную управляемость на малых скоростях. Все это в совокупности делало самолет в разы надежнее и маневреннее, по сравнению с конкурентами, что давало бы ему неоспоримое преимущество в бою. Кроме того, освобожденная от большей части силовых элементов, которые теперь переносились к корме самолета, средняя часть фюзеляжа, давала новую, улучшенную центровку, расширяя возможности по размещению вооружения.

Звучит прекрасно, не правда ли? Заслушаться можно так, что возникнет рациональный вопрос: почему раньше никто в мире не додумался развернуть крылья в обратную сторону, если это дает столько преимуществ? Но, как оно часто бывает, воевали на бумаге, да забыли про овраги. Пытавшиеся сделать сказку былью советские конструкторы, быстро столкнулись с огромным количеством трудностей. При чем трудности эти были не из разряда абы каких мелочей, на которые можно было закрыть временно глаза и решать их в процессе доработки. Каждая из них по отдельности, была способна поставить крест на всем проекте. А уж все вместе...

Это нам, простым обывателям кажется, мол что такого, развернули крылья в обратном направлении и готово. На деле же, все оказалось куда сложнее. Не смотря на все свои преимущества, развернутое в обратном направлении крыло, показало один очень существенный недостаток. При достижении определенной скорости, оно попросту начинало скручиваться. Чтобы избежать этого, крыло нужно было как-то усилить. А как? В те времена, еще не существовало легких и прочных материалов, активно используемых в авиации сегодня. Конечно, конструкцию старались максимально, на сколько это возможно, облегчить. И все же, вес самолета значительно превысил расчетный. В конечном итоге, все пришло к тому, что в СССР попросту не оказалось авиационных двигателей, которые можно было бы установить на такого класса самолет, но которые выдавали бы необходимую тягу. Помимо прочего, в новых условиях, с новой аэродинамикой, самолету нужна была и новая электроника, без которой пилот вручную попросту бы не справился при возникновении ряда событий. Всё это, нужно было разрабатывать с нуля.

Но как известно, наши конструкторы всегда готовы к любым вызовам. И в начале 90-х, все необходимые для дальнейшего развития проекта технологии были созданы. Не помешали даже нараставшие как ком политические и экономические трудности. Государство уже фактически рушилось, но самолет не забросили.

Не забросили его и когда СССР не стало. Несмотря на то, что американцы проявили к нему особый интерес, и даже заполучили немало информации, которая в другой бы ситуации, охранялась как государственная тайна, конструкторам удалось сохранить в секрете основные наработки, и продолжить создавать этот самолет. В ходе работ над Су-47, инженерам удалось решить множество ранее не встающих ни перед одним конструктором задач и на основе этих решений, добиться внушительных результатов и создать множество новых наработок, которые в будущем использовались при создании других наших новых самолетов, в частности новейшего Су-57.

Су-47 на авиасалоне МАКС-2019. Фото авторское
Су-47 на авиасалоне МАКС-2019. Фото авторское

Все это, перестало делать новый самолет похожим на своего предшественника Су-27 не только крыльями, но и внешне. У специалистов "КБ Сухого", получился абсолютно новый самолет, унаследовавший от предшественника, теперь лишь отдельные элементы. В 1997 году, о новом самолете было торжественно объявлено на весь мир. Казалось бы, у проекта, родившегося в столь трудные для страны времена, но несмотря ни на что, выжившего, не заброшенного, доведенного до ума и реализованного за счет такого тяжкого труда, теперь точно должно быть великое будущее.

Однако к середине 2000-х годов, авиаконструкторы уже были готовы к созданию истребителя пятого поколения, коим Су-47, несмотря на всю свою новизну, тем не менее никак не являлся. Однако именно благодаря целому ряду технических новинок, появившихся на свет именно благодаря этому самолету, создание того самого "пятого поколения" по сути и стало возможным. Многое из того, что легло в основу перспективного Су-57, было обкатано именно на Су-47 "Беркут". Да, этот самолет по-прежнему вызывает жаркие споры. Есть ли будущее у подобных самолетов? Но не будь он реализован, наше авиастроение было бы отброшено сегодня на десятилетия назад. И пусть, может единственный построенный экземпляр этой машины никогда больше не увидит неба. Со своей великой задачей, он определенно справился.

29.04.2019

Су-47

Весной 1996 года авиационный мир облетела настоящая сенсация: на странице российского журнала «Вестник Воздушного Флота» появилась фотография модели необычного летательного аппарата, которая, якобы, была сделана совершенно случайно. Журналисты проводили съемку заседания Военного совета ВВС России, на котором присутствовало командование отечественных ВВС и высшее руководство авиационной промышленности страны. На столе стояли модели двух самолетов: истребителя Су-27М (Су-35) и еще одной необычной машины черного цвета с крылом обратной стреловидности и передним горизонтальным оперением (ПГО).

Естественно, что это фото не осталось незамеченным: в 1997 году британское авиационное издание Flight International напечатало материал, в котором утверждалось, что необычный самолет – это не что иное, как новый русский истребитель пятого поколения. Так мир впервые познакомился с проектом перспективного российского палубного истребителя Су-47 «Беркут», созданием которого занимались в ОКБ им. Сухого на протяжении 80-90-х годов.

Российские любители военной авиации хорошо помнят эту машину. Су-47 был настоящей звездой авиасалонов конца девяностых начала нулевых годов. Эффектный хищный внешний вид (он полностью соответствует своему прозвищу) истребителя неизменно приводил в восторг публику. В то время с достижениями у нашей авиации было, что называется, туго, поэтому «Беркуту» приходилось «отдуваться» одному за всех. Ажиотаж вокруг проекта с удовольствием подогревали журналисты, называя Су-47 не иначе как «прорывом» и «единственной надеждой российской авиации». Споры и дискуссии вокруг «Беркута» не уступали по накалу тем, что сегодня ведутся вокруг программы ПАК ФА.

Су-47

С момента первого полета самолета Су-47 прошло уже почти двадцать лет, а «Беркут» так и не был запущен в серию. Экспертам и любителям авиации понадобилось несколько лет ожесточенных дебатов, чтобы наконец-то понять, почему был закрыт этот весьма интересный проект. С самого начала истребитель даже не рассматривался в качестве боевой машины для вооружения строевых частей. Тем не менее проект «Беркут» до сих пор во многом остается закрытым, это касается и точных летно-технических характеристик этого самолета, и конструкторских решений, которые были использованы при его создании.

Самолет Су-47 был изготовлен в единственном экземпляре. Главным конструктором этого истребителя был Михаил Асланович Погосян. В настоящее время проект «Беркут» официально закрыт, самолет используется в качестве летающей лаборатории.

История создания

Разработка истребителя пятого поколения началась в СССР еще в конце 70-х годов, примерно в это же время исследованиями в этом направлении занялись и американцы. Долгое время шли работы над созданием концепции новой боевой машины, что по своим характеристикам должна значительно превосходить Су-27 и МиГ-29, которые в этот момент только «становились на крыло». В исследованиях участвовали ведущие авиационные КБ и многочисленные научные центры.

Военные хотели, чтобы новый истребитель был многофункциональным, мог развивать сверхзвуковую скорость на крейсерских режимах полета, вести всеракурсный обстрел воздушных целей в ближнем бою и иметь возможность атаковать несколько самолетов противника на дальних дистанциях. Также серьезный интерес вызывала возможность значительно уменьшить заметность новой машины в инфракрасном и радиолокационном диапазоне.

Помимо вышеперечисленного, одним из главных требований к советскому истребителю следующего поколения являлась сверхманевренность. Изначально этот пункт присутствовал и в американской программе, но позже от него отказались, посчитав эту характеристику не слишком важной.

Су-47

Одним из очевидных технических решений, которые способны обеспечить самолету сверхманевренность, является использование крыла обратной стреловидности (КОС). Исследования в этом направлении проводились специалистами ОКБ им. Сухого в период с 1983 по 1988 год.

По сравнению с традиционной схемой, КОС имеет несколько значительных преимуществ: оно создает большую подъемную силу, обеспечивает оптимальные условия для работы механизации крыла, что улучшает взлетно-посадочные и противоштопорные характеристики самолета и положительно сказывается на компоновке машины, освобождая больше места для грузовых отсеков. Однако главным преимуществом КОС является значительное увеличение маневренности летательного аппарата, особенно на малых скоростях.

Но у крыла обратной стреловидности есть и довольно серьезные недостатки, главным из которых является упругая дивергенция, что может привести к полному разрушению конструкции. Для решения этой проблемы нужно повышать жесткость крыла, что обычно приводит к увеличению его массы.

Облик нового самолета был определен к середине 80-х годов, но в то время в СССР не было достаточно мощного авиационного двигателя, способного обеспечить ему достаточную тяговооруженность. Для обеспечения необходимых характеристик конструкторам пришлось использовать два двигателя ТРДДФ РД-79М, каждый из которых имел тягу 18500 кгс. Соответственно, пришлось переделывать и проект самолета, который получил наименование С-32. Мощность новой силовой установки позволяла истребителю длительное время поддерживать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

Проект был готов в конце 80-х годов, но нарастающие экономические проблемы в стране едва не поставили на нем крест. К счастью, истребителем заинтересовался военно-морской флот, адмиралы планировали вооружить новыми машинами тяжелые авианесущие крейсера.

Су-47

Корабельный вариант машины должен был отличаться от сухопутного наличием складывающихся крыльев и небольшими изменениями в составе БРЭО и тормозным гаком. Этот самолет практически представлял собой доработанный планер С-32 с оборудованием и вооружением Су-33.

Его серийное производство планировали начать через пять лет, но этому так и не суждено было сбыться.

После развала СССР финансирование проекта вовсе прекратилось, работы продолжались за счет собственных средств ОКБ им. Сухого. Из-за этого количество опытных самолетов было решено уменьшить до одной единицы. Прототип получил наименование Су-37.

Тогда мало кто верил, что ОКБ своими силами сможет построить и поднять в воздух принципиально новую машину. Однако самолет был не только успешно доработан, но и начался этап его летных испытаний.

В конструкции нового самолета были использованы последние достижения и разработки отечественной авиапромышленности: новейшие системы дистанционного управления и сервоприводы нового поколения, технологии производства крупногабаритных композитных панелей, двигатели с управляемым вектором тяги.

Конструкторам ОКБ им. Сухого и работникам Иркутского авиационного завода удалось создать новую технологию изготовления и стыковки длинномерных деталей из композитных материалов. Это позволило уменьшить количество стыков, увеличило жесткость конструкции и улучшило аэродинамические свойства истребителя. Некоторые системы и элементы конструкции «Беркута» были заимствованы у других самолетов ОКБ им. Сухого, например, на истребителе были установлены шасси и фонарь Су-27.

Машина совершила свой первый полет в сентябре 1997 года. Можно добавить, что российский истребитель пятого поколения поднялся в воздух всего лишь на восемнадцать дней позже своего американского аналога – F-22A «Рэптор». Учитывая ситуацию, в которой находилась страна в середине 90-х этот факт можно назвать значительным достижением отечественных авиастроителей.

Под наименованием Су-37 «Беркут» машина впервые была продемонстрирована широкой общественности во время аэрокосмического салона МАКС-1999. Вскоре истребитель был переименован в Су-47.

Су-47

В 2000 году были завершены полеты «Беркута» в рамках испытательной программы «Сверхзвук», а к началу 2002 года Су-47 совершил в общей сложности более 150 полетов. Данные, полученные в ходе эксплуатации Су-47, в последующем были использованы при создании ПАК ФА. В целом испытательные полеты машины продолжались до середины нулевых годов. Во многом благодаря большому объему исследовательских работ, которые были проведены с помощью «Беркута» ОКБ им. Сухого удалось выиграть тендер на разработку ПАК ФА и успешно завершить работы по его созданию.

В настоящее время истребитель Су-47 находится на главной испытательной базе Летно-исследовательского института в Жуковском.

Описание конструкции

Схема, по которой выполнен Су-47, называется «продольный интегральный триплан», самолет имеет высокорасположенное крыло обратной стреловидности, ПГО и хвостовое оперение небольшой площади.

Крыло самолета плавно сопряжено с фюзеляжем, образуя общую несущую систему. Подобная компоновка является типичной для современных боевых самолетов, она реализована на всех последних машинах ОКБ им. Сухого. Еще одной особенностью Су-47 являются развитые наплывы крыльев, под которыми расположены нерегулируемые воздухозаборники. В сечении они имеют форму, близкую к сектору круга. Экипаж истребителя состоит из одного человека.

Су-47

В конструкции самолета активно использованы композитные материалы, а также материалы и покрытия, снижающие заметность истребителя на экранах радаров, об этом неоднократно сообщали отечественные и зарубежные источники. Официальных данных на этот счет не существует.

При изготовлении Су-47 была отработана новая технология, которая позволила формировать элементы конструкции самолета сложной конфигурации, а затем очень точно соединять их. Это позволило значительно уменьшить массу машины, увеличить ресурс и заметно уменьшить трудозатраты при изготовлении истребителя. Разработчики заявляют, что при создании Су-47 использованы так называемые интеллектуальные композитные материалы, которые могут самостоятельно адаптироваться к увеличению или снижению нагрузок.

Крыло самолета имеет прямую стреловидность в корневой части и обратную стреловидность в консольной части, оно на 90% выполнено из композитных материалов. Крыло Су-47 оснащено элеронами и флаперонами.

Истребитель Су-47 оснащен цельноповоротным передним горизонтальным оперением, которое имеет трапециевидную форму. Стреловидность его передней кромки составляет примерно 50°, а размах – около 3,5 метра.

Хвостовое оперение самолета также цельноповоротное, угол его стреловидности по передней кромке – 75°.

«Беркут» имеет двухкилевое вертикальное оперение с килями, «разваленными» во внешнюю сторону. По сравнению с Су-27 площадь вертикального оперения «Беркута» заметно меньше, что вместе с «развалом» килей снижает заметность самолета для радаров противника.

Фюзеляж истребителя имеет сечение близкое к овальному, он практически полностью выполнен из титановых и алюминиевых сплавов. Передняя часть носового обтекателя несколько приплюснутой формы, с заметным оребрением. Еще два обтекателя находятся в хвостовой части самолета, они, видимо, могут служить для размещения радиоэлектронного оборудования.

Фонарь кабины «Беркута» практически полностью повторяет фонарь Су-27. Правда, на одной из фотографий заметно, что он не имеет переплета (точно такой же установлен на американском F-22 Raptor). Подобная конструкция улучшает обзор для пилота и уменьшает ЭПР самолета, правда, может создавать определенные сложности при катапультировании.

В кабине установлено катапультное кресло К-36ДМ, которое имеет спинку с наклоном в 30°. Подобная конструкция уменьшает воздействие на пилота значительных перегрузок, возникающих во время маневренного воздушного боя. На самолет планировали установить еще более современное кресло, которое может обеспечить спасение летчика даже при катапультировании на малых высотах в перевернутом положении самолета.

Су-47

Истребитель Су-47 оснащен трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Основные стойки шасси прикрепляются к фюзеляжу и складываются вперед с разворотом в специальные ниши, расположенные за воздухозаборниками машины. Передняя двухколесная стойка убирается вперед в нишу фюзеляжа.

Силовая установка экспериментального самолета состояла из двух двигателей Д-30Ф6, каждый из которых имел мощность 15.600 кгс. Аналогичный двигатель установлен и на перехватчике МиГ-31. Однако использование именно этих авиамоторов считалось вынужденной мерой, в будущем разработчики планировали установить на Су-47 двигатели АЛ-41Ф, которые оснащались системой управления вектором тяги. Воздухозаборники самолета нерегулируемые, они расположены под наплывами крыла. Воздушный канал имеет S-образную форму, что закрывает лопатки компрессора и уменьшает ЭПР самолета. На верхней поверхности фюзеляжа находятся две створки, которые используются для дополнительного забора воздуха.

Су-47 «Беркут» оснащен современным бортовым оборудованием – на самолет было установлено все лучшее, что могла предложить отечественная промышленность. Изначально истребитель оснастить цифровой многоканальной ДЭСУ, автоматизированной интегральной системой управления, навигационным комплексом с ИНС на лазерных гироскопах, спутниковой навигацией и так называемой цифровой картой. Управление машиной производится с помощью боковой малоходовой ручки и тензометрического рычага управления двигателем (РУД).

Размещение антенн бортовой радиоэлектронной системы наводит на мысль, что создатели стремились обеспечить пилоту круговой обзор. Основная БРЛС находится в носовой части машины, еще две антенны расположены в хвостовой части машины, между соплами двигателей и хвостовым оперением. Вероятно, что кроме этого, дополнительные антенны установлены в носках вертикального оперения, в крыльевых наплывах, переднем горизонтальном оперении. Точной информации, какая именно радиолокационная станция установлена на Су-47, нет.

Истребитель может быть оснащен оптико-локационной станцией, которая размещается в носовой части фюзеляжа перед кабиной пилота. Чтобы не ухудшать обзор летчику, она смещена немного вправо.

Су-47 является опытным самолетом, поэтому вооружение на него не устанавливалось. Однако в случае необходимости «Беркут» можно было оснастить весьма внушительным комплексом ракетно-пушечного вооружения. Как и любая другая боевая машина, выполненная по технологии «стелс», Су-47 имеет вместительные внутренние отсеки для размещения управляемых ракет (УР) и авиабомб. Кроме того, вооружение можно разместить и на внешних точках подвески, что, правда, значительно увеличит заметность самолета для РЛС.

Су-47

Основным ракетным вооружением Су-47 должны были стать УР средней дальности с активным радиолокационным наведением, малым крылом удлинения и складными решетчатыми рулями. НПО «Вымпел» заявило об успешном создании новой ракеты с прямоточным маршевым воздушно-реактивным двигателем, ею планировали вооружить «Беркут».

Также для вооружения Су-47 можно использовать ракеты большой и сверхбольшой дальности, например, КС-172 – двухступенчатую УР, которая может развивать сверхзвуковую скорость и поражать цели на дистанциях в 400 км. Важным компонентом комплекса вооружения истребителя могли стать и управляемые ракеты малой дальности с разными типами головок самонаведения.

В качестве пушечного вооружения Су-47 использует 30-мм автоматическую пушку ГШ-301.

Характеристики

Длина, м22,6
Высота, м6,4
Размах крыла, м16,7
Площадь крыла, м256
Масса, кг:
нормальная взлётная25670
максимальная взлётная34000
Тип двигателяТРДДФ
Марка двигателяД-30Ф11
Тяга двигателя, кгс15600
Макс. скорость, км/ч (М):
у земли1400 (1,12)
на высоте2200 (2,1)
Практическая дальность, км3300
Практический потолок, м18000
Экипаж, чел1

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Егоров Дмитрий

Автор статьи:

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

Проект «Беркут»: как уникальный Су-47 превратился в смертельный Т-50 ВКС, Сухой, Су-47, Авиация, Истребитель, Длиннопост

Запомнившийся как С-37, Су-47 и по названию «Беркут», этот истребитель так и остался в единственном исполнении. Как «летающая лаборатория», он по прежнему в строю и числится на балансе ОКБ Сухого – до сих пор периодически летает и все еще остается «самолетом-загадкой», основные тайны которого так и не стали известны широкой публике.

Еще на этапе моделирования сама конструкция самолета являлась государственной тайной – еще бы, первый отечественный самолет с крылом обратной стреловидности (КОС). Помимо визуальной несхожести со всеми остальными типами самолетов, где крылья либо поперечны с корпусом, либо оттянуты назад, этот истребитель хищно выставлял их... вперед.

Проект «Беркут»: как уникальный Су-47 превратился в смертельный Т-50 ВКС, Сухой, Су-47, Авиация, Истребитель, Длиннопост

К проектированию этого самолета приступили в конце 80-х годов. О новом самолете было известно лишь то, что главной его особенностью является конструкция крыльев, что советские авиаконструкторы прилюдно отрицали. Без «утечки» не обошлось – некоторые особенности конструкции самолета были раскрыты благодаря снимку модели. Стало ясно, что это проект совершенно нового самолета, обозначенного как пятое поколение отечественных истребителей. Сенсация!

Кстати, сенсацией самолет стал еще до того момента, когда впервые поднялся в воздух. Это произошло 15 сентября 1997 года. Тогда им управлял летчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев. Об особенностях пилотирования самолета не знали даже основные конкуренты – американцы, создававшие свои истребители с крылом обратной стреловидности, которые после многих лет испытаний хоть и полетели, но были признаны неперспективными. Боевые возможности Су-47 всегда оставались под грифом «совершенно секретно», хотя на него так и не «навешали» полный комплект ракетного вооружения и радиолокационных станций.

Проект «Беркут»: как уникальный Су-47 превратился в смертельный Т-50 ВКС, Сухой, Су-47, Авиация, Истребитель, Длиннопост

Сегодня еще один летчик-испытатель, которому довелось неоднократно поднимать в небо «Беркут», Герой России Сергей Богдан, оценивает этот самолет как «эпохальное конструкторское решение с нестандартными характеристиками пилотирования».

«Этот самолет очень габаритный и легкий в управлении, что достаточно неожиданно при наличии мощных двигателей и тяжелых контейнеров для бомбового и ракетного вооружения, – рассказывает Сергей Богдан, который испытал добрый десяток истребителей, в том числе и ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50. – Он легок в управлении и при необходимой переподготовке может быть управляем даже молодыми выпускниками военных авиационных училищ. Боковая ручка управления в компактной кабине истребителя также весьма удобна – таких раньше в отечественных самолетах не встречалось. Этот самолет, как и его современные аналоги, «заточен» на то, чтобы пилот не отвлекался на выполнение боевой задачи – дерни ручку и не задумывайся о совершении воздушного маневра, ищи наземную или воздушную цель».

Проект «Беркут»: как уникальный Су-47 превратился в смертельный Т-50 ВКС, Сухой, Су-47, Авиация, Истребитель, Длиннопост

Летчик-испытатель оценивает Су-47 как легкий в управлении и боевом применении самолет. Ему самому порой хочется, как истинному спортсмену, «разогреть мышцы» на более тяжелых «снарядах», например, на самолетах 3-го поколения типа Су-24, более сложных в управлении. Но это – как каприз профессионала, испытателя.

«Чем выше поколение самолета, тем легче его управление и боевое применение, – говорит Сергей Богдан. – Мне "Беркут" очень понравился. Как говорится – лег в ручку».

Что представляет из себя Су-47?

Конструкция самолета скомпонована по схеме интегрального неустойчивого триплана, имеющего высоко расположенное крыло обратной стреловидности, центральноповоротное заднее хвостовое оперение небольшой площади. Как утверждают летчики-испытатели, этот самолет «увертлив» на малых скоростях и способен совершать воздушные пируэты, которые не могут делать другие истребители.

Кстати, во время производства деталей для экспериментального самолета была применена новая технология – детали обшивки удалось получить в плоском виде, придавая им необходимую форму, когда кривизна совпадала со стыковкой с полной точностью. Благодаря крупногабаритным панелям удалось уменьшить массу истребителя и снизить его заметность на радарах. Этому способствовали и композитные материалы, примененные в его обшивке.

Проект «Беркут»: как уникальный Су-47 превратился в смертельный Т-50 ВКС, Сухой, Су-47, Авиация, Истребитель, Длиннопост

Истребитель Су-47 оснащен современным отечественным бортовым оборудованием. К нему относится многоканальная цифровая ЭДСУ – электродистанционная система управления, интегральная автоматизированная система управления полетом, навигационный комплекс, включающий инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах и спутниковую навигацию.

Этот самолет, относящийся к пятому поколению, должен был обладать способностью осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности. Предусматривалась автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами, а также повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолета индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации – одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков.

Аэродинамика и бортовые системы истребителя должны были обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолета без сколько-нибудь ощутимых опозданий, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов. От самолета требовалось «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета – об этом рассказал и летчик-испытатель Сергей Богдан.

Проект «Беркут»: как уникальный Су-47 превратился в смертельный Т-50 ВКС, Сухой, Су-47, Авиация, Истребитель, Длиннопост

Итог авиапроекта истребителя нового поколения под общим названием «Беркут» позволил российским авиастроителям проверить несколько важных идей и собрать массу информации о самолетах с крылом обратной стреловидности. Полученные сведения о характере обтекания и поведения самолета с КОС на разных режимах полета позволили отечественной авиационной науке закрыть несколько белых пятен в теориях.

«Этот проект стал одним из лучших вариантов создания целого комплекса летательных аппаратов, которые получили богатую перспективу, – говорит генконструктор Су-47, нынешний глава Объединенной авиационной корпорации Михаил Погосян. – По разработкам «Беркута» мы вышли на нынешний самолет пятого поколения – Т-50. Его опыт поможет и другим новым истребителям».

Можно напомнить, что после окончания основной программы своих испытаний именно самолету Су-47 довелось стать основной платформой для отработки элементов будущего истребителя Т-50 (программа ПАК ФА). А в 2006-2007 годах «Беркут» получил новый грузоотсек, созданный по проекту Т-50. Целью такой доработки была проверка створок и внутреннего оснащения отсека на работоспособность в условиях реального полета.

Проект «Беркут»: как уникальный Су-47 превратился в смертельный Т-50 ВКС, Сухой, Су-47, Авиация, Истребитель, Длиннопост

Несмотря на давнее завершение проекта, до сих пор не прекращаются споры о плюсах и минусах или перспективах самолета Су-47 как класса авиационной техники с крылом обратной стреловидности. Плюсы и минусы КОС обсуждаются до сих пор. Единого мнения о перспективах самолетов, подобных «Беркуту», нет до сих пор. Что касается самого проекта, то его признали удачным и сами авиаконструкторы, и военные летчики. Хотя Су-47 и не стал основой для перспективных истребителей, превосходящих по своим характеристикам всю современную технику, он сделал все для отработки новых технологий.

«Роль новейших боевых самолетов с подобными уникальными характеристиками возьмут на себя другие разработки», – считает Михаил Погосян.

Су-47 "Беркут"

Су-47 «Беркут» – это проект российского истребителя, который был разработан в середине 90-х годов прошлого века в ОКБ им. Сухого. Основными особенностями этой машины можно назвать крыло обратной стреловидности (КОС) и широкое использование в конструкции композитных материалов. Сегодня Су-47 существует в единственном экземпляре, он используется в качестве летающей лаборатории. Руководил созданием «Беркута» Михаил Асланович Погосян.

Несмотря на то что проект создания истребителя Су-47 «Беркут» давным-давно закрыт любители авиации отлично помнят эту машину. В конце 90-х и в начале нулевых годов «Беркут» неизменно блистал на авиационных салонах, приковывая внимание зрителей своим необычным внешним видом. В то время отечественному авиапрому особо не было чем хвастать, поэтому «Беркуту» приходилось «отдуваться» за всех.

Дополнительный ажиотаж вокруг истребителя создали журналисты, называя Су-47 «настоящим прорывом» и «последней надеждой отечественной авиации». Хотя, на самом деле, ни тем, ни другим он не был. В свое время споров и дискуссий относительно Су-47 было не меньше, чем сегодня вокруг ПАК ФА. Когда заходит разговор о проекте «Беркут», чаще всего спрашивают, почему такой «крутой» самолет так и не приняли на вооружение?

Дело в том, что далеко не все самолеты разрабатываются для дальнейшего серийного производства. Су-47 изначально не планировали принимать на вооружение. Эта необычная машина задумывалась, как испытательный стенд, на котором будут обкатываться конструкторские решения истребителей следующего поколения. Самолет Су-47 «Беркут» — это еще одна ступенька на пути отечественного авиапрома к созданию истребителя пятого поколения.

Су-47 на ВПП

История создания

В конце 70-х годов в СССР и США практически одновременно начались работы по созданию истребителя пятого поколения. Конструкторы обеих стран занялись созданием концепции новой машины, определялись с ее внешним видом и основными характеристиками. В СССР к исследованиям были подключены многие научные институты и ведущие конструкторские бюро.

Форма крыльев Су-47

Можно сказать, что по большей части критериев для истребителя пятого поколения между американскими и советскими военными существовал консенсус. И те и другие хотели видеть новый самолет малозаметным, многофункциональным, способным вести всеракурсный огонь и развивать сверхзвуковую скорость без форсажа. Было лишь одно отличие: советские военные настаивали, чтобы новая машина была высокоманевренной, американцы впоследствии от этого требования отказались, посчитав данную характеристику не очень уж важной.

Крыло обратной стреловидности (КОС) – это одно из самых очевидных конструкторских решений, способных обеспечить самолету высокий уровень маневренности. Работы по созданию истребителя с КОС проводились в ОКБ им. Сухого в период с 1983 по 1988 год. Машина имела обозначение Су-37. Правда, затем эта тема была официально закрыта.

Взлет Су-47

Крыло с обратной стреловидностью обеспечивает летательному аппарату целый ряд весьма серьезных преимуществ по сравнению с традиционной схемой:

  • КОС значительно улучшает управляемость ЛА на малых скоростях;
  • Повышаются взлетно-посадочные характеристики;
  • Подобная компоновка позволяет оптимизировать распределение давления на крыло и ПГО (переднее горизонтальное оперение);
  • Значительно улучшается аэродинамическая эффективность на всех режимах полета;
  • Радиолокационная заметность самолета с КОС в передней полусфере уменьшается.

Однако есть у КОС и значительные недостатки. На некоторых скоростях и углах атаки КОС испытывает значительные нагрузки, которые могут привести к разрушению конструкции. Грубо говоря, в определенный момент крыло обратной стреловидности начинает просто скручивать. Поэтому нужно либо серьезно повышать его жесткость, либо компенсировать деформацию за счет системы управления самолетом. Первый путь решения проблемы может привести к значительному увеличению массы крыла.

Су-47 в небе

Как бы то ни было, в 1988 году проект истребителя с КОС был закрыт, и он мог совсем кануть в Лету, если не интерес со стороны военно-морского флота. Моряки планировали оснастить этими машинами авианесущие крейсера. Для этого в конструкцию самолета были внесены некоторые изменения: консоли его крыла сделали складывающимися, оснастили тормозным гаком и внести дополнения в состав БРЭО. Корабельная версия самолета получила наименование Су-27КМ.

После распада СССР ситуация с финансированием еще более ухудшилась. Проект продолжался уже за счет собственных ресурсов ОКБ им. Сухого. Мало кто верил в то время, что самолетостроителям будет под силу без государственной поддержки завершить принципиально новую машину. Но, тем не менее, у них это получилось. Правда, отсутствие финансирования вынудило авиастроителей ограничиться созданием всего лишь одного прототипа.

Любопытна история о том, как информация о российском «Беркуте» попала на Запад. В 1996 году журналист издания «Вестник Воздушного флота» снимал заседание совета ВВС РФ, на котором было представлено все российское высшее авиационное командование и руководство авиастроительной отрасли. Во время съемки на столе находилась модель странного черного самолета, которая попала в кадр и вскоре оказалась на странице журнала. Фото было замечено. В 1997 году влиятельное британское издание Flight International напечатала материал, в котором утверждалось, что странный черный самолет – это не что иное, как модель российского истребителя нового поколения.

Самолет Су-47 «Беркут» совершил свой первый полет 25 сентября 1997 года. В его конструкции были реализованы последние на тот момент достижения отечественной авиастроительной отрасли: самолет получил самую современную ЭДСУ, силовую установку с изменяемым вектором тяги, новейшую авионику. Его создателям удалось разработать новую технологию стыковки длинномерных композитных панелей, что позволило уменьшить количество соединений, увеличить жесткость конструкции без значительного увеличения ее веса. В конструкции Су-47 широко использованы элементы и системы серийных самолетов семейства Су. Например, «Беркут» получил фонарь и шасси от Су-27. Следует отметить, что Су-47 поднялся в небо всего лишь на восемнадцать дней позже первого полета американского F-22A. Учитывая общую ситуацию в отечественной авиационной промышленности в конце 90-х годов, такое мизерное отставание можно назвать настоящим подвигом российских авиастроителей.

Су-47 в полете

Широкой публике самолет был продемонстрирован на выставке МАКС-1999 еще под наименованием Су-37. Новое название и «прозвище» «Беркут» истребитель получил уже к 2001 году. В 2000 году машина завершила испытания в программе «Сверхзвук», в целом же до 2002 года истребитель совершил более 150 полетов.

Эксплуатация Су-47 позволила конструкторам ОКБ им. Сухого отработать новейшие технические решения, значительная часть из которых была использована позже в конструкции ПАК ФА. Во многом именно благодаря проекту Су-47 ОКБ им. Сухого удалось выиграть конкурс на создание ПАК ФА и успешно реализовать его.

Описание конструкции

Су-47 «Беркут» выполнен по схеме интегральный продольный триплан. Он имеет высокорасположенное крыло обратной стреловидности с развитыми наплывами и переднее горизонтальное оперение (ПГО). Управление истребителем осуществляет один пилот.

Схема Су-47

Как и у других самолетов семейства Су-27, крыло Су-47 плавно сопряжено с фюзеляжем, образуя с ним единое целое. ПГО и хвостовое горизонтальное оперение истребителя цельноповоротные, сравнительно небольшой площади. Вертикальное оперение — двухкилевое, оно меньше по площади, чем у Су-27. Кили истребителя имеют развал в сторону от центральной оси самолета, что обеспечивает Су-47 меньшую радиолокационную заметность.

При создании машины были широко использованы композитные материалы. По массе конструкция планера на 13% состоит из КМ. Использование композитов позволило уменьшить вес истребителя, повысить его эксплуатационный ресурс, снизить трудоемкость его изготовления и радиолокационную заметность машины.

Фюзеляж машины типа полумонокок, его сечение близко к овальному. Изготовлен он в основном из сплавов титана и алюминия. В хвостовой части истребителя находятся два обтекателя, которые можно использовать для размещения радиоэлектронного оборудования.

Крыло Су-47 имеет прямую стреловидность в своей корневой части и обратную — в консольной (-20° по передней кромке), на 90% оно состоит из композитных материалов. На передней части консоли крыла находится отклоняемый носок, а на задней – элерон и односекционный закрылок.

Во время создания Су-47 в ОКБ им. Сухого была разработана, а затем и успешно применена на практике новая технология изготовления элементов конструкции самолета и их последующего соединения. Детали обшивки сначала изготавливали в плоском виде, а уже затем из них формировали заготовки необходимой формы и кривизны. Использование длинных и гладких панелей (до 8 метров) позволило уменьшить количество крепежа и улучшить аэродинамические качества машины. При создании Су-47 впервые были использованы интеллектуальные композитные материалы, способные адаптироваться к уменьшению или увеличению нагрузок.

Цельноповоротное ПГО крепится к корневому наплыву крыла, оно имеет трапециевидную форму в плане, стреловидность по передней кромке составляет +50°.

Взлетающий "Беркут"

Фонарь кабины истребителя полностью аналогичен тому, что используется на Су-27. На нескольких фото самолета можно заметить, что фонарь Су-47 не имеет переплета, такая же конструкция использована и на американском истребителе F-22 Raptor. Она улучшает обзор для летчика, а также уменьшает заметность самолета на экранах РЛС. В кабине расположено кресло пилота К-36ДМ с наклоном спинки в 30°. Это уменьшает нагрузки на летчика, которые возникают во время маневренного воздушного боя. На Су-47 планировалась установка еще более совершенного катапультного кресла, способного спасти пилота на любых высотах и даже обеспечить его эвакуацию из перевернутого положения.

Су-47 оснащен трехопорным шасси с носовой и двумя основными стойками. Передняя двухколесная стойка шасси убирается с поворотом вперед в специальную нишу фюзеляжа. Основные одноколесные стойки заходят в ниши по бокам каналов воздухозаборников.

Силовая установка Су-47 состоит из дву­х ТРДДФ Д-30Ф11 с тя­гой по 15600 кгс, которые расположены в хво­сто­вой час­ти машины. Этот двигатель является модификацией мотора Д-30Ф6. Истребитель имеет два воздухозаборника, расположенных под корневыми наплывами крыла. Фор­ма их се­че­ния близ­ка к сек­то­ру кру­га. Воз­душ­ные ка­на­лы воздухозаборников имеют S-образную фор­му, что обес­пе­чи­ва­ет снижение уровня радиолокационной заметности машины. Две дополнительные створки для забора воздуха находятся на верхней части фюзеляжа. Они используются при маневрировании, а также во время взлета и посадки.

Су-47 над землей

Су-47 имеет циф­ро­вую мно­го­ка­наль­ную ЭД­СУ и ин­те­граль­ную автоматизированную сис­те­му управ­ле­ния. В состав навигационного комплекса истребителя входит ИНС на ла­зер­ных ги­ро­ско­пах, система спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­ей с «циф­ро­вой кар­той».

О жизни пилота заботится ин­тег­ри­ро­ван­ная сис­те­ма жиз­не­обес­пе­че­ния и система ка­та­пуль­ти­ро­ва­ния но­во­го по­ко­ле­ния.

Если внимательно взглянуть на размещение антенн БРЭО, то можно прийти к выводу, что создатели стремились обеспечить пилоту Су-47 кру­го­вой об­зор. Кроме основной радиолокационной станции, которая находится в носу самолета под обтекателем, есть и две антенны зад­не­го об­зо­ра, размещенные между со­пла­ми дви­га­те­лей и крылом. Вероятно, что в носках вертикального опе­ре­ния, в крыль­е­во­м на­плы­ве и ПГО так­же находятся антенны. Об этом можно судить по их характерной белой окраске, которая обычно используется для ра­дио­про­зрач­ных об­те­ка­те­лей.

Истребитель можно оснастить оп­ти­ко­ло­ка­ци­он­ной стан­ци­ей. Она устанавливается в носовой части, пе­ред фо­на­рем кабины. А чтобы не мешать летчику, ее обтекатель станции смещают несколько вправо (как и на Су-33 и Су-35).

Су-47 «Беркут» — это экспериментальный самолет, который создавался для отработки новой схемы компоновки, поэтому изначально на нем не планировали устанавливать вооружение. Однако позже истребитель был модернизирован и на нем был создан один бомбовой отсек.

Су-47 с пилотом

Кроме того, ракетно-бомбовое вооружение можно разместить и на наружных узлах подвески. Правда, в этом случае увеличиться радиолокационная заметность машины. Максимальная боевая нагрузка самолета – 8 тыс. кг.

Вероятно, что основным стрелково-пушечным вооружения Су-47 является 30-мм пушка ГШ-30-1, а главным ракетным – УР средней дальности с активной радиолокационной системой наведения, которые можно разместить внутри фюзеляжа самолета. Эти ракеты имеют складные решетчатые рули направления. Истребитель вполне можно вооружить и ракетами малой дальности типа К-74 с тепловой головкой наведения. Эти УР впервые были продемонстрированы на авиасалоне МАКС в 1997 году.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Даже когда страна советов делала свои последние вздохи, ее научно-конструкторский комплекс выдавал представительное количество смелых и весьма интересных технических проектов. Одним из таких был Су-47 – перспективный палубный истребитель, который в последствии получил красивое имя «Беркут». Зная о том, что сегодня Су-47 не летают – догадаться о том, какая в целом судьба постигла истребитель несложно. Подлинный вопрос в другом: действительно ли все было настолько зря?

Самый крутой проект Сухого. |Фото: libertycity.net.

Самый крутой проект Сухого. |Фото: libertycity.net.

Идея создания нового палубного истребителя в СССР появилась еще в 1983 году. Тогда большой популярностью пользовались проекты самолетов с обратной стреловидностью крыла, а потому конструкторы в очередной раз ухватились за попытку создать интересную машину. Первоначально проект Су-47 начинался как глубокая модернизация самолёта Су-27, однако в последствии вырос в кое-что самостоятельное. Главным заказчиком Су-47 стал ВМФ Советского Союза.

Выполнили Су-47 по аэродинамической схеме продольный интегральный триплан. Было использовано уже упомянутое крыло обратной стреловидности. С фюзеляжем крыло сопрягалось максимально плавно, образуя таким образом единую несущую систему. Угол стреловидности составляет 10 градусов. Корневая часть крыла – 75 градусов.

Крыло с обратной стрелой все не дает покоя конструкторам. |Фото: goodfon.ru.

Крыло с обратной стрелой все не дает покоя конструкторам. |Фото: goodfon.ru.

В конструкции фюзеляжа самолета самым широким образом использовались алюминиево-литивые и титановые сплавы и стали. В конструкции крыльев было большое количество углепластика. Многие защитные элементы и обтекатели сделали из современных композитных материалов. Фюзеляж машины получил овальное сечение с расширением от воздухозаборников.

Начали делать самолет еще в СССР. |Фото: arms-expo.ru.

Начали делать самолет еще в СССР. |Фото: arms-expo.ru.

В движение самолет приводился при помощи двух турбореактивных двухконтурных двигателей Д-30Фб с широкими соплами. Мощность каждого агрегата составляет 15 600 кГс. Запуск двигателей производится при помощи вспомогательной силовой установки. Вся система управления самолета была объединена в единый комплекс прицельно-пилотажно-навигационных средств.

Серьезная машина. |Фото: desktopbackground.org.

Серьезная машина. |Фото: desktopbackground.org.

В итоге получилась достаточно внушительная машина. Управляет «Беркутом» один единственный человек. Габариты машины составили 22.6х16.7х6.4 метра. Площадь крыла – 56 кв.м. Оптимальная взлетная масса истребителя – 26 600 кг. Предельная скорость движения – 2 500 км/ч. Дальность полета на сверхзвуковой скорости - 1 600 км. Практический потолок – 20 км. Вооружаться Су-47 должен был 1 пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм, а также различными ракетами средней дальности.

В итоге почти все наработки были использованы для создания 57-го. ¦Фото: sm-news.ru.

В итоге почти все наработки были использованы для создания 57-го. ¦Фото: sm-news.ru.

Так что же случилось с «Беркутом»? С одной стороны, финал был несколько предсказуем: уже в 1988 году проект был снят с финансирования и закрыт. Все документы по перспективному самолету легли в пыльный ящик. Развал СССР и кризис начала 1990-х годов не способствовал началу восстановления работ над перспективной машиной. С другой стороны, уже в 1997 году про Су-47 снова вспомнили в стенах ОКБ. Собрали первый действующий образец и показали его на выставке МАКС в 1999 году. В 2006-2007 годах проект доработали и снова убрали в папку. Однако, при этом львиная часть проектной документации по не пошедшему в серию «Беркуту» была использована для создания нового Су-57.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про

истребитель-бомбардировщик МиГ-27

: почему легендарный самолет получил прозвище «летающий балкон».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Самолетостроению, особенно в военной сфере, у нас всегда уделялось особое внимание - протяженность границ огромная, а потому без боевой авиации никак. Даже в 90-е годы эта сфера умудрилась выжить. Возможно, кто-то помнит о триумфальном появлении С-37, который впоследствии превратился в Су-47 «Беркут». Эффект от его появления был феноменальным, причем новая техника вызвала невероятный интерес не только в нашей стране, но и за рубежом. Отчего так произошло?

Основные сведения по программе

Дело в том, что самолет привлек всеобщее внимание из-за обратной стреловидности крыла. Ажиотаж был такой, что даже современные обсуждения проекта ПАК ФА до тех событий не дотягивают. Все специалисты пророчили новой разработке впечатляющее будущее и гадали, когда же появится в войсках Су-47 «Беркут». Почему закрыли проект, если все было так замечательно? Об этом, а также о вехах разработки этого самолета мы сегодня и поговорим.

су 47 беркут

"Сверхсекретный" объект

Известно, что первый прототип поднялся в небо Подмосковья в конце сентября 1997 года. Но о самом факте его существования стало известно намного раньше. Уже в конце 1994 года западная пресса не раз писала, что в России ведется разработка некоего секретного самолета. Даже приводилось предполагаемое название - С-32. В общем-то, очень похоже на то, что секретом факт существования самолета был разве что для нас, потому как СМИ западных государств и об обратной стреловидности писали открыто.

Отечественные же любители военной техники получили подтверждение всей этой информации только в конце 1996 года. В отечественной периодике появилась фотография, сразу вызвавшая массу вопросов. На ней было два самолета: в одном из них легко угадывался Су-27, а вот вторая машина была ни на что не похожа. Во-первых, она была абсолютно черного цвета, что для отечественных ВВС не слишком характерно, во-вторых, имела крылья обратной стреловидности. Еще через пару месяцев (и это уже никого не удивляло) в тех же самых иностранных СМИ появились довольно-таки подробные схемы нового самолета. Если кто не догадался, это и был Су-47 «Беркут».

В общем-то, кое-какую секретность соблюсти все же удалось: впоследствии выяснилось, что работы по проекту были начаты еще в 80-х. После развала СССР едва ли не вся информация подобного рода «внезапно» появилась в свободном доступе. Что, впрочем, неудивительно.

Как все начиналось

В конце 70-х годов все высшее руководство ВВС СССР размышляло о стратегии самолетостроения на все последующие годы. Уже в 1981 году стартовала программа, ставившая цель разработать «новый истребитель для 90-х годов». Главным конструкторским бюро назначили КБ Микояна. Но руководство КБ Сухого сумело убедить начальство проекта в том, что имеющийся Су-27 имеет впечатляющий задел для модернизации, а потому развивать следует уже существующую машину, а не «изобретать велосипед».

су 47 беркут почему закрыли проект

Как раз в то время генеральным директором КБ стал М. П. Симонов, который все же решил отказаться от планов модернизации, предложив создать что-то действительно новое. Во многом это обусловлено тем, что конструкторы очень хотели апробировать ряд интересных идей, не рискуя при этом «погореть» на неудавшемся проекте: в случае неудачи можно было списать все на новизну. Впрочем, уже тогда никто не сомневался, что эти разработки будут чрезвычайно ценны в любом случае хотя бы с научной и инженерной точки зрения.

Почему выбрали «неправильное» крыло?

Итак, почему же новаторский Су-47 «Беркут» получил крыло с обратной стреловидностью? Если сравнивать с традиционными конструкциями, оно имело несколько значительных преимуществ:

  • Отличная аэродинамика, причем даже на небольших скоростях это преимущество видно сразу.
  • Великолепная подъемная сила, превосходящая таковую у крыльев классической конструкции.
  • Улучшение характеристик управляемости при взлете и посадке.
  • Значительно меньшая вероятность ухода в «глухой» штопор.
  • Прекрасная центровка - так как силовые элементы крыла смещаются в сторону хвоста, в центральном отсеке освобождается много места для рационального расположения боекомплекта.
проект су 47 беркут

Конструктивные проблемы

Все перечисленное выше теоретически позволяло создать действительно совершенный истребитель. Но если бы все было так хорошо, все армии мира уже давно бы летали на таких самолетах. Дело в том, что при создании таких машин приходится решать сложнейшие конструктивные задачи:

  • Упругая дивергенция крыла. Если говорить проще, на определенных скоростях оно попросту скручивается. С этим явлением, кстати, столкнулись и в нацистской Германии, где были попытки создания подобных летательных аппаратов. Логичным решением было повышение жесткости до максимальных значений.
  • Резко возросший вес самолета. При выполнении крыла из доступных в то время материалов оно получалось очень тяжелым.
  • Увеличение коэффициента лобового сопротивления. Специфическая конфигурация крыла приводит к увеличению площади сопротивления со всеми вытекающими последствиями.
  • Сильно смещается аэродинамический фокус, что практически исключает ручное пилотирование во многих ситуациях: обязательно нужна «умная» электроника для стабилизации.

Конструкторам пришлось немало попотеть над решением этих проблем, дабы Су-47 «Беркут» мог нормально летать.

Основные технологические решения

Достаточно быстро определились основные технические решения. Чтобы достичь нужной жесткости, но при том не перегружать конструкцию, крыло решили делать с максимально возможным использованием углепластика. Там, где это было возможно, от любого металла отказывались. Но тут выяснилось, что все производящиеся в СССР авиационные двигатели не могли выдать требуемой тяги, а потому проект временно притормозили.

С-37, первый прообраз

Тут у создателей Су-47 (С-37) «Беркут» настали сложные времена. В принципе, проект вообще хотели свернуть из-за нарастающих экономических проблем, но вмешалось руководство ВМФ, которое предложило сделать из самолета перспективный палубный истребитель. В самом начале 90-х годов исследователи вновь вернулись к теме крыла с обратной стреловидностью, использовав все имеющиеся на тот момент наработки. Собственно говоря, именно тогда и появился проект Су-47 «Беркут».

модель су 47 беркут

Достижения конструкторов и инженеров

Наиболее значимым достижением конструкторов можно смело считать создание уникальной технологии изготовления длинномерных деталей из сложных композитных материалов. Кроме того, удалось достичь действительно ювелирной точности в их стыковке. Наиболее длинные части самолета Су-47 «Беркут», фото которого вы видите в этой статье, имеют длину восемь метров. Проще говоря, деталей мало, все они с высочайшей точностью соединены друг с другом, резко уменьшено количество болтовых и заклепочных соединений. Это очень благоприятно сказалось как на жесткости конструкции, так и на всей аэродинамике самолета.

Масса проектного самолета приближалась к 20 тоннам, причем не менее 14% приходилось на сложные композиты. Для максимального упрощения часть деталей старались взять с серийно выпускавшихся машин. Так, фонарь, шасси, ряд других конструктивных элементов без изменений перекочевали на самолет Су-47 «Беркут» прямо с его неудавшегося «предка» - СУ-27.

По передней кромке наклон крыла составляет 20°, по задней стенке это значение равно 37°. В корневой его части был сделан специальный наплыв, позволяющий значительно снизить коэффициент лобового сопротивления. Практически все кромки крыла целиком занимает механизация. Вся его конструкция – сплошные композиты, и только 10% приходится на металлические вставки, добавленные для достижения необходимой прочности и жесткости.

истребитель пятого поколения су 47 беркут

Управление

Прямо по бокам от воздухозаборников имеется цельноповоротное горизонтальное оперение, имеющее трапециевидную форму. Хвостовое оперение также сделано по стреловидной компоновке. Вертикальное оперение очень схоже с таковым на все том же Су-27, но его общая площадь значительно больше. Этого удалось достичь путем внесения значительных изменений в конструкцию: оно стало работать эффективнее, а потому размеры сократились.

Сечение фюзеляжа близко к овальному, снаружи корпус очень «вылизанный» и максимально гладкий. Носовая часть с незначительными изменениями была практически полностью позаимствована у Су-27. По бокам от кабины пилота размещены простые, нерегулируемые воздухозаборники. На верхней части фюзеляжа они также имеются, но у пилота есть возможность управлять их площадью, к чему прибегают при интенсивном маневрировании, взлете или посадке. Как можно заметить на фото, по бокам сопел самолета Су-47 «Беркут», характеристики которого мы рассматриваем, имеются небольшие наплывы, внутри которых может быть размещено радиолокационное или иное оборудование.

Силовая установка

Так как ничего более подходящего не было, двигатели на самолет ставились модели ТРДДФ Д-30Ф11. Они, к слову, использовались на перехватчиках МиГ-31. Их тяги такой машине явно не хватало, но предполагалось, что в дальнейшем удастся разработать более тяговитую и экономичную модель. Впрочем, даже при взлетной массе 25,5 тонны характеристики этих двигателей были более чем приемлемыми. На большой высоте скорость полета достигала 2,2 тысячи км/ч, у земли этот показатель был равен 1,5 тыс. км/ч. Максимальная дальность – 3,3 тысячи километров, «потолок» по высоте – 18 километров.

Оборудование и вооружение

По вполне понятным причинам о реальном составе бортового оборудования известно крайне мало. Можно с полным на то правом предположить, что часть его была перенесена с Су-27. Навигационная система использовала все преимущества получения данных в реальном времени с военных спутников. Известно, что в самолете устанавливалось кресло катапультное модели К-36ДМ, причем значительно отличавшееся от типовых серийных моделей. Дело в том, что его спинка расположена на 30° к горизонтали.

су 47 беркут фото

Это было сделано, чтобы летчики могли легче переносить огромные перегрузки, возникавшие при интенсивном маневрировании на предельных скоростях. Согласно имеющимся данным, прочие органы управления были напрямую взяты с других отечественных истребителей, причем в качестве "донора" чаще всего использовался Су-27.

Так как самолет был исключительно экспериментальным, вооружения он не нес в принципе (или сведения о нем засекречены). Все же на левом крыльевом наплыве ясно видно место под автоматическую пушку (есть данные, что на опытный самолет ее все же ставили), а в средней части корпуса имеется просторный отсек для бомбового вооружения. Ученые и военные в один голос утверждают, что проект преследовал исключительно проверку летных качеств такого рода машин, а потому какого-то уникального вооружения не было на борту Су-47 «Беркут». Почему закрыли проект, который уже показал себя достаточно перспективным?

Из-за чего проект закрыли?

Следует помнить, что активные испытания этого прототипа продолжались вплоть до середины 2000-х годов. Проект был закрыт потому, что его изначально планировали сделать экспериментальным. Все материалы, которые были накоплены в ходе этих работ, действительно бесценны. Глобальной ошибкой будет думать, что это был истребитель пятого поколения. Су-47 «Беркут» - лишь его прототип, но чрезвычайно важный. Так, уже известно, что центральный бомбовый отсек его практически аналогичен таковому на новейшем ПАК ФА. Наверняка на последнем он появился далеко не случайно... Только военные знают, какое же количество технических идей с этого самолета будет использовано в дальнейшем. Можно только быть уверенными в том, что их будет немало.

Дальнейшие перспективы

Несмотря на теоретическое закрытие проекта, модель Су-47 «Беркут» до сих пор вызывает жаркие дебаты на отечественных и зарубежных ресурсах: специалисты спорят о наличии перспектив у такого рода машин. Тысячи раз были обсуждены все плюсы и минусы такой техники. И до сих пор нет единого мнения о том, что ждет аналогичные самолеты в будущем: то ли полное забвение, то ли перевод всех ВВС мира на подобную технику. Многие сходятся на том, что основным препятствием перед столь глобальными переменами является нереальная стоимость материалов и технологий, использованных при создании «Беркута».

су 47 беркут характеристики

В общем и целом, проект наверняка следует признать удачным. Хотя истребитель Су-47 «Беркут» и не стал предшественником (хотя, как знать) новейших истребителей, со своей задачей «белой мыши» он справился блестяще. Так, именно на нем были обкатаны десятки новых разработок, причем все из них до сих пор засекречены. Быть может, при развитии материаловедения и удешевлении процесса создания некоторых сложных полимеров мы снова увидим в небе этот красивейший самолет, действительно напоминающий грацией хищную птицу.

Беркут - это одна из наиболее известных хищных птиц семейства ястребиных. Является самым крупным видом рода орлов с размахом крыла до 2,5 метров!

Именно "Беркутом" назван проект Российского истребителя с крылом обратной стреловидности - Су-47! При всех его преимуществах перед "собратьями", он так и не дошел до серийного производства, а единственный экземпляр сейчас находится в музее. Почему же?

Почему не пошел в серию Су-47 "Беркут"?

Начнем с очень краткой истории

Изначально с 1983 года этот самолет разрабатывался, как перспективный истребитель для ВВС РФ. В 88-м программа была закрыта и лишь потом заказчиком выступил ВМФ РФ, так как существовала необходимость в палубном истребителе с укороченным взлетом и посадкой. Затем, как и обычно, развал СССР, прекращение финансирования и проект выжил лишь на личные средства конструкторского бюро им. Сухого, за счет которых и был построен единственный летный экземпляр.

Почему не пошел в серию Су-47 "Беркут"?

Образец, построенный в 1997 году, был создан уже для иных целей. Су-47 отличался от всех не только крылом обратной стреловидности; в его конструкции были активно применены композитные материалы.

Именно это вызывало интерес конструкторов и инженеров: создать экспериментальный самолет по последним достижениям авиапромышленности и оценить его возможности в небе, а на основе выводов вносить корректировки в проекты будущих самолетов.

Почему не пошел в серию Су-47 "Беркут"?

К слову, схема планера Су-47 оказалась удачной. Самолет мог взлетать и садиться на полосу, втрое короче полос для обычных истребителей. Именно для экспериментов создавался этот самолет и они пошли на благо, так как уже на Су-57 (он же Т-50 ПАКФА), было установлено множество заимствованных у Су-47 частей. Да и многие решения касательно аэродинамики "Беркута" позже нашли свое отражение в более поздних объектах, разработанных Российскими конструкторскими бюро.

Почему не пошел в серию Су-47 "Беркут"?

Спасибо за просмотр! Подписывайтесь на мой канал, что бы не пропустить новую статью, а также ставьте лайки)

Добавить комментарий